МОУ ООШ 3г.Камешково Владимирской области Руководитель : учитель физики Павлова Надежда Вячеславовна Как разнообразен мир звуков! Презентация Конюховой Елизаветы, Баланцевой Натальи, учащихся 9Б класса
Содержание 1. Цели и задачиЦели и задачи 2. Основная часть 1) Описание звуков в литературных произведенияхлитературных 2)Значение звука в жизни человека.звука 3) Диапазон слышимых звуковслышимых 4) Качественные задачи проблемного содержаниязадачи 5) Ультразвук и инфразвукинфразвук 6) Имеет ли звук цвет? Исследовательская работаИсследовательская 3. ЗаключениеЗаключение 4. Отзыв и рекомендации учителя 5. Список источниковисточников
Цели и задачи Цель - показать в ходе презентации на сколько разнообразен мир звуков. Основные Задачи Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий по теме Восприятие, переработка и предъявление информации в словесной, образной, символической формах Проведение исследовательской работы по определению звукоцветовых ощущений человека доказательство их роли в литературе и психологии Доказать важность звуковых процессов в жизни человека и других живых организмов
Звуки Мы живем в звучащем мире. Звуки всюду нам слышны. Часто слышим мы в эфире Сотни звуков тишины. Вся природа – мир звучащий: Шелест листьев на ветру, Дятла стук в глубокой чаще, Дождь, шумящий поутру. Есть особенные звуки – Это музыки полет. В час веселья и разлуки Нас прекрасный мир влечет. Ощущенье света, тени, Мир прохлады и тепла. Пестрый мир тревог, волнений Нам природа в дар дала. Звуки леса, поля, моря... Каждый день и каждый час. Звуки радости и боли В сердце каждого из нас. Татьяна Лаврова
Значение звука в жизни человека Способность слышать, т.е. воспринимать Способность говорить, петь(воспроизводить звуки) Способность чувствовать ритм(подчинять свои движения ритму)
Ухо- приемник звука Основные частиПроисходящие процессы слуховой канал резонанс вынужденные колебания барабанная перепонка молоточек наковальня стремечко жидкость сложение колебаний и их корректировка передача колебаний через косточки и жидкость в мозг
Голос- источник звука Органы, участвующие в создании звука Происходящие физические процессы гортань голосовые связки воздушные пути (трахеи, бронхи, легкие) ротовая и носовая полости Вынужденные колебания голосовых связок и воздушных «столбов» отражение звука от неба
Диапазон области слышимых звуков
Зарегистрировано много случаев столкновения птиц с турбореактивными самолетами.
Вот зима- и за туманами Скрылось Солнце. Дик и груб. Океан гремит органами, Гулом раковинных труб. И.А. Бунин
«Нем, как рыба». (народная мудрость)
На что похожи звуки рыб? У щуки при заглатывании пищи У рыбы зеленушки У карпа при резком схватывании добычи У морского петуха У ядовитой рыбы фахаки Во время брачного сезона хлопок Цокот копыт лошади гавканье трение по резиновому шарику Вой сирены
Я- ультразвук Я-инфразвук
Что порождает ультразвук?
1938г. Г. Пирс и Д.Гриффин - Во время полета летучая мышь издает короткие ультразвуковые сигналы на частоте 80 кГц, а затем, принимают эхо- сигналы, которые приходят от ближайших препятствий и пролетающих мимо насекомых.
Что порождает инфразвук?
Американские ученые обнаружили......что тигры для коммуникации друг с другом используют, не только рев, рычание и мурлыканье, но также и инфразвук, который позволяет животным поддерживать связь на расстоянии до 8 км, так как распространение инфразвуков менее чувствительно к помехам, вызванным рельефом местности.
Имеет ли звук цвет ? Проектная работа
Цель работы: провести исследовательскую работу по определению цвета звука в лингвистике, сравнить результаты с итогами работ психологов
Теоретические предпосылки Синестезия- совместное чувство, одновременное ощущение- явление, состоящее в том, что какой- либо раздражатель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли человека вызывает не только ощущение, специфичное для данного чувства, но одновременно еще и добавочное ощущение и представление, характерное для другого органа чувств. словарь по психологии под редакцией Петровского А.В.
Цветной слух Римский-Корсаков Н. А. Скрябин А.Н.
Измерь то – не знаю что « Надо измерять измеримое и сделать измеримым то, что еще не поддается измерению.» Г.Галилей. Какого цвета звуки?
Пробный эксперимент Е красный О черный Ы синий У желтый И зеленый А белый Задание : в какой по вашему цвет окрашена буква?
Результаты исследования 9-х классов ( 60 человек) цвет а о е ы у и красный черный синий желтый белый зеленый
А как у психологов? А – густо-красный Я – ярко-красный О – светло-желтый или белый Е - зеленый Ё – желто - зеленый Э - зеленоватый И - синий Й - синеватый У – лиловый, сине-зеленый Ю – голубоватый. сиреневый Ы – мрачный, темно- коричневый, черный
Результаты исследования Нам удалось убедиться в том, что звуки мы не только слышим, но при произнесении их у нас возникают звуковые ассоциации. Изученное нами явление в психологии называется визуализация слышимости – одна из форм синестезии.
В русском языке нет достаточно емкого слова, которое дало бы оценку многообразию звуков. При подготовке проекта мы попытались выйти за границы области слышимых звуков, и рассмотрели не маловажные виды звуковых волн, а именно ультразвук и инфразвук. Убедились, что понятие звука интересно не только с точки зрения физики, но и биологии, литературы, музыки и психологии. Углубили опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий по теме. Доказали важность звуковых процессов в жизни человека и других живых организмов. Считаем работу полезной и значимой для себя.
Отзывы и рекомендации учителя Звуковые волны изучаются в 9 классе основной школы в разделе "Механические волны". Проект по данной теме был предложен учащимся 9 класса в рамках программы по физике, как в урочной, так и вне урочной деятельности(на элективном курсе). В ходе проекта у детей сформированы научные представления о звуковых волнах, как в рамках программы, так и по интересующим вопросам( например, влияние звуковых волн на живые организмы или имеет ли звук цвет). Осуществлена межпредметная связь по физике, биологии, литературе, психологии. Цель проекта: Формирование научного представление о звуковых волнах(образовании и распространении звуковых волн, их разновидности). Что участие в проекте дает его участникам? Более полное представление: о звуковых волнах, о том, как влияют звуки на живые организмы, имеют ли они цвет. Учащиеся учатся: работать с разными источниками информации, создавать презентации в PowerPoint, работать в группах, представлять продукт деятельности в виде структурных схем. Результаты проекта:используя приобретенные знания и умения, учащиеся смогут продемонстрировать понимание изученной темы во взаимосвязи с окружающим миром.
Используемые источники картинки с изображением звуковых волн О влиянии звуков на живые организмы Т. Лаврова. Возьми счастье в свои ладоши.Волгоград 2006 А.П. Журавлев.Pзвук и смысл. М. Просвещение2001 А. Е. Марон. Сборник качественных задач по физике М. Просвещение,2006