Выпускная квалификационная работа по курсу обучения «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно- методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)» Выполнила: Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Тема: «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования»
Ключевые компетентности математическая коммуникативная (языковая) информационная автономизационная социальная продуктивная нравственная
Запрос информационного общества Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений
Проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться Пути решения проблемы: формирование универсальных учебных действий
Цель квалификационной работы: -знакомство с универсальными учебными действиями, - изучение особенностей формирования универсальных учебных действий на всех ступенях школьного образования
Задачи: изучить психолого-педагогические и теоретико- методологические основы формирования универсальных учебных действий; изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий; установить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; выявить особенности формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в рамках среднего общего образования
Универсальные учебные действия УУД - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик УУД – это саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Универсальность УУД носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося
Основные функции УУД обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания
Теоретико-методологическое обоснование формирования УУД: системно-деятельностный культурно- исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Психолого-педагогическая платформа: развитие личности в системе образования
Универсальные учебные действия Вид УУДСодержание Личностные обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Познавательныеобщеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы. Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Регулятивныеобеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов
Роль учителя в формировании УУД подбор содержания, конкретный набор наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, использование учителем современных образовательных технологий
Главные выводы: 1.Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему 2. Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка 3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться» 4. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения 5. В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя 6. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием
Практические результаты ВКР В ходе выполнения ВКР : составлены памятки – ориентиры для учащихся начальных классов разработана модель «Универсальные учебные действия на первой ступени школьного образования» разработана Памятка для учителя, посещающего открытый урок, по анализу взаимодействия учителя и ученика, направленного на формирование УУД
Самооценка учебной деятельности в рамках курса достаточный уровень подготовки к комплексному анализу ФГОС общего образования второго поколения (могу рассматривать вопросы внедрения ФГОС с позиций административного, юридического, экономического, методического, информационного обеспечения), высокий уровень готовности работать в соответствии с задачами стандарта (планирую в дальнейшем совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения) В ходе выполнения выпускной квалификационной работы я попыталась систематизировать знания, полученные в рамках изучения курса, показать своё видение вопроса, внести творческое начало.
Использованная литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2. Материалы курса «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)» 3. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, СПб Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998