Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции. В первую очередь ЭТО работа с информацией, моделирование обучения. Для обеспечения работы студентов с информацией на современном уровне в академии приобретены и на договорной основе переданы студентам
= 1237 электронных книг. А так же приобретены электронные ключи библиотеки «Консультант студента» На базе фундаментальной библиотеки создается электронная библиотека академии.
Кафедры и аудитории академии постепенно оснащаются новыми технологиями для обеспечения образовательного процесса онлайн оборудование (ауд.3, а так же новое помещение диссертационного совета), интерактивные доски на кафедрах и в аудиториях,фантомный, симуляционный классы.
Студент должен уметь не просто воспринимать информацию, но и самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям (компетенции).
Компетенции – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы.
Для более совершенной реализации компетенций: 1.Они должны быть конкретно прописаны в УМК (в т.ч. электронных) по каждой дисциплине 2.Должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в увязке компетенций со знаниями и умениями
Обеспечение качества образования «Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы, научные исследования и стипендии, укомплектованность кадрами, учащихся, здания, материально техническую базу, оборудование, работу на благо общества и академическую среду» «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века» (всемирная конференция ЮНЕСКО 1998)
Основные особенности организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС-3 поколения: Многоуровневое высшее профессиональное образование Реализация компетентностного подхода к подготовке Реализация балльно-рейтинговой системы оценки знаний Использование современных методов, инструментов и технологий организации образовательного процесса. Реализация интерактивных и инновационных технологий обучения. Разработка электронных учебно-методических комплексов (УМК). Формирование фондов оценочных средств для реализации модульно-рейтинговой системы обучения.
Особые условия к проектированию самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы. Повышение значимости научно-исследовательской работы. Формирование единой информационно- образовательной среды Создание информационно-коммуникативных технологий организации самостоятельной работы студентов. Общественно-профессиональная аккредитация – новый подход к оценке качества образования.
Необходимость ежегодного обновления ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Необходимость формирования социокультурной среды и условий, необходимых для всестороннего развития личности. Обязательная реализация социально- воспитательных компонент учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе различных обществ. Широкое привлечение к учебному процессу представителей российских и зарубежных компаний, государственных организаций
Условиями выполнения требований ФГОС-3 в академии являются: 1.Решение структурных задач (создание новых учебных лабораторий; создание новых структурных подразделений и т.д.) 2.Организационные задачи (разработка системы мониторинга по обеспечению качества подготовки студентов кафедрами с привлечением представителей работодателей; осуществление документирования процедур, соответствующих требованиям ФГОС-3, разработка программ развития электронных библиотечных ресурсов; информирование общественности о результатах деятельности вуза, его планах и инновациях; осуществление публикации на веб-сайте комплектов учебно-методических материалов и нормативных документов, предусмотренных требованиями ФГОС третьего поколения, др.)
3.Учебно-методические задачи (ежегодное обновление основных образовательных программ; повышение квалификации преподавателей; комплектация и передача для опубликования на веб-сайте комплектов учебно-методических материалов, предусмотренных требованиями ФГОС третьего поколения; разработка комплектов учебно-методических материалов и шкалы оценок результатов самостоятельной работы студентов, др.) 4.Научные (разработка плана мероприятий по внедрению научно- исследовательской работы студентов в учебный процесс, участия студентов в работе научных семинаров, научных конференций, в подготовке публикаций, др.) 5.Кадровые (приведение кадровых составов кафедр в соответствие с квалификационными требованиями ФГОС 3 поколения, др.) 6.Воспитательные ( формирование социокультурной среды, создание условий, необходимых для всестороннего развития личности;развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления)
Спасибо за внимание!