Современное математическое образование в начальной школе Огневая Т.А.,методист кабинета начального образования АППО
Цели современного математического образования Формирование предметных умений и навыков. Освоение основ математических знаний,формирование первоначальных представлений о математике. Воспитание интереса к математике. Развитие образного и логического мышления
«Образование- вхождение человека в контекст современной культуры» Е.И.Щуркова Когнитивный опыт Опыт практической деятельности Опыт творческой деятельности Опыт отношения
Освоение когнитивного опыта понятия алгоритмы свойства арифметичес ких действий
Ребенок знает, но не применяет знания! ( ): ( ) Х : 5=1 К.-?, в 3 раза б. С.-?
Опыт практической деятельности Предметные действия Общеучебные умения Познавательная деятельность Речевая деятельность и работа с информацией Речевая деятельность и работа с информацией Организационная деятельность Организационная деятельность
Организация познавательной деятельности логические умения; наблюдение; моделирование; моделирование
Опыт творческой деятельности Поиск различных способов выполнения одного и того же действия (вариативность). Выполнение творческих работ. Решение нестандартных задач. Самостоятельное составление заданий. Применение имеющихся знаний и способов деятельности в новых условиях.
Зачем учить математику? «Математическое чутье сродни музыкальному слуху: и то, и другое помогает чувствовать фальшь» «Математика – гимнастика ума». М.В.Ломоносов «Математика … выявляет порядок, симметрию, определенность, а это- важнейшие виды прекрасного» Аристотель «Учить математику необходимо затем, что у каждого человека живет тайная надежда познать свой внутренний мир, совершенствовать себя и тем самым, возможно, повлиять на действительность» Г.В.Дорофеев
Проблемы математического образования: Преобладание в обучении репродуктивной деятельности. Отсутствие общих приемов математического моделирования. Несформированность текстовых умений. Стереотипность мышления учащихся. Отсутствие осознанного самоконтроля. Формализм, оторванность знаний от реальной жизни.
« Развитая память еще не есть образованность, точная информация еще не есть знания. Определенность и механическое запоминание- враги живой мысли, они убивают творчество и сводят на нет оригинальность мысли» У.Глассер
Знаково-символичская деятельность Замещение- использование знака вместо какого-то предмета, замена с сохранением функции замещаемого предмета. Кодирование- перевод реальности( или текста, описывающего реальность) на знаково- символический язык с последующим декодированием информации. Умение отобразить явление, событие в определенном алфавите, по определенным правилам. Схематизация-использование ЗСС для ориентировки в реальности. Моделирование- получение объективно новой информации за счет оперирования ЗСС, в которых представлены структурные, функциональные, генетические связи на уровне сущности.
Наглядный план выполнения задания « Скопируй рисунок » 1.Рассмотри рисунок. 2.Раздели на части. 3.Определи точки изменения Направления. 4.Обозначь изменение Направления стрелками. 5.Сделай рисунок.
Речевая деятельность и работа с информацией Умение работать с книгой аппарат ориентировки; работа с задачами; работа с инструкцией; организация проектной деятельности; поиск ответов на вопросы в учебнике ; Речевые умения построение монологического высказывания; постановка вопросов; участие в диалоге Работа с информацией словари и справочники,научно- популярными текстами; представление материала в табличном виде;
Развивающий потенциал математики Развитие элементарных форм логического и интуитивного мышления, соответствующих им Математического языка. Формирование мыслительных операций. Умение оперировать знаково- символическими средствами, выражать содержание в разных знаково-символических формах, переходить от одного языка к другому. Создание условий для творческой деятельности. Становление учебной деятельности.
В школе есть измеримый результат- знания и неизмеримый- развитие. Главное в школе- безмерное…» С.Соловейчик
Учебная деятельность- самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает
Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем?
Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм Как?
Самоконтроль- определение правильности выполненного действия Правильно?
Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия Хорошо? Можно лучше?