Идеальный носитель информации ЛЮДЯМ СВОЙСТВЕННО ЗАБЫВАТЬ... ЛЮДЯМ СВОЙСТВЕННО ЗАБЫВАТЬ... Авторы: Лавренова Н.В., Шевчик Т.А., учителя информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа 25» г. Калуги
Аннотация Данный проект охватывает тему «Внешняя (долговременная) память» и проводится в 9 классе в рамках повторения базового курса информатики. В ходе проекта учащиеся обобщают и систематизируют свои знания о том где и как хранится информация, знакомятся с историей развития различных носителей информации, изучают правила их хранения и эксплуатации, сравнивают основные параметры устройств хранения информации (емкость, скорость обмена, надежность и длительность хранения, цена хранения одного мегабайта информации), исследуют достоинства и недостатки различных носителей и стараются ответить на вопрос: «Существует ли идеальный носитель информации?» В рамках проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, электронные, Интернет) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации. По итогам работы выпускается совместно со школьным пресс-центром буклет. В процессе обучения у учащихся формируется целостное представление о носителях информации и повышается интерес к предмету.
учащиеся 9 классов учителя информатики 4 недели информатика физика история
Дидактические цели Повышение информационной культуры учащихся Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности
Методические задачи Обобщить знания учащихся по хранению информации на различных носителях Научить обрабатывать, обобщать и анализировать информацию, полученную из различных источников Формировать критическое мышление Формировать навыки коллективной работы Совершенствовать навыки работы на компьютере Показать межпредметные связи
Презентация проекта Тема учебного проекта: Тема учебного проекта: Внешняя (долговременная) память. Основополагающий вопрос: Существует ли идеальный носитель информации? Проблемные вопросы учебной темы: Где хранится информация? Как долго может храниться информация без потери качества?
Темы возможных исследований учащихся 1.Добумажные носители информации. Их достоинства и недостатки. 2.Достоинства и недостатки бумаги как носителя информации. 3.Магнитные носители информации. Их достоинства и недостатки. 4.Оптические носители информации. Их достоинства и недостатки. 5.Цифровые носители информации. Их достоинства и недостатки.
План и этапы проекта 1. Подготовка Содержание работыДеятельность учащихсяДеятельность учителя Определение темы и целей проекта Изучение реально проведенных учебных проектов (CD Intel Обучение для будущего) Описание содержания, структуры и этапов проведения собственного проекта.
План и этапы проекта 2. Презентация проекта Содержание работыДеятельность учащихсяДеятельность учителя Презентация проектаОбсуждают темы исследований с учителем, получают необходимую информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Формулирует тему и цели проекта. Формулирует основополагающий и проблемный вопросы. Формулирует критерии оценки результатов.
План и этапы проекта 3. Планирование (1 неделя) Содержание работыДеятельность учащихсяДеятельность учителя Определение источников информации Определение способов сбора и анализа информации Определение способа представления результатов Распределение обязанностей между членами команды с указанием сроков исполнения Обсуждение вопросов защиты авторских прав Формируют группы. Формулируют гипотезы решения проблем. Обсуждают план работы группы. Предлагает идеи, высказывает предположения, утверждает план.
План и этапы проекта 4. Исследование (2-3 недели) Содержание работыДеятельность учащихсяДеятельность учителя Сбор информации. Анализ, обобщение, систематизация собранных сведений. Подготовка презентации Самостоятельно работают в группах Обобщают и систематизируют информацию. Готовят презентацию Наблюдает, советует, консультирует, проверяет достоверность, руководит деятельностью учащихся
План и этапы проекта 5. Оформление результатов (3-4 недели) Содержание работыДеятельность учащихсяДеятельность учителя Формулирование выводов Оформление результатов исследования Выпуск буклета Анализируют информацию и формулируют выводы Корректируют презентацию Готовят буклет Наблюдает, советует, консультирует
План и этапы проекта 6. Защита проекта и оценка результатов (4 неделя) Содержание работыДеятельность учащихсяДеятельность учителя Представление и обсуждение результатов работы по проекту (презентации, буклет). Оценка результатов Представляют и защищают свою работу. Представляют и защищают буклет Участвуют в оценке презентаций и буклета путем коллективного обсуждения. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса. Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.
Результаты исследований учащихся 1.Быкова Н., Изотова Л. Первые писчие материалы 1.Быкова Н., Изотова Л. Первые писчие материалы – презентацияпрезентация 2.Сидоренко Ю., Бойцова К. Можно ли доверять бумаге? - презентацияпрезентация 3.Побежимов А., Королёв П. Современные технологии хранения информации - презентацияпрезентация 4.БуклетБуклет
Материалы проекта «Визитная карточка» проекта Примеры работ учащихся Презентации Диаграммы Буклет Методические материалы Презентация проекта План проведения проекта Лист планирования содержания и этапов учебного проекта Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся Критерии оценивания презентации Критерии оценивания буклета Методические рекомендации по использованию дидактических материалов Дидактические материалы Ребусы ТестТест, тест-тренингтест-тренинг Сканворды Список использованных материаловСписок использованных материалов (аннотация эл. энциклопедий)(аннотация эл. энциклопедий)
Данный проект также может проводиться в 7, 10 классах при изучении темы «Внешняя (долговременная) память», на занятиях кружка «Компьютер для начинающих» (4-6 классы).