Выполнила Пьянкова Татьяна ученица 5 класса МОУ «Парбигская СОШ» Руководитель: Слепченко Оксана Анатольевна учитель математики МОУ «Парбигская СОШ» села Парбиг Бакчарского района Томской области
1. Идея проекта Идея проекта 2. Проблемные вопросы Проблемные вопросы 3. Цель и задачи проекта Цель и задачи проекта 4. Этапы работы над проектом Этапы работы над проектом 5. История возникновения История возникновения 6. Правила составления и разгадывания ребусов Правила составления и разгадывания ребусов 7. Сборник математических ребусов Сборник математических ребусов 8. Выводы Выводы 9. Рекомендации учителя Рекомендации учителя 10. Источники Источники
С ребусами мы познакомились еще в начальной школе. Тогда мы узнали о некоторых правилах, позволяющих создавать и отгадывать ребусы. На уроках математики и кружке «Математическая паутинка» нам предложили отгадать ребусы, оформленные с помощью компьютера. Именно тогда у меня и появились вопросы: «Как правильно создать ребус и оформить его на компьютере?»
Где и как появились первые ребусы? Как составляют ребусы? Как оформить ребус на компьютере?
Цель: Научиться составлять математические ребусы Задачи: 1. Познакомиться с история происхождения 2. Изучить правила составления и разгадывания 3. Научиться разгадывать математические ребусы 4. Научиться составлять математические ребусы 5. Выпустить буклет для учащихся.
1. Вводный этап (проблематизация, целеполагание) Вводный этап 2. Планирование работы над проектом Планирование работы над проектом 3. Реализация плана работы над проектом Реализация плана работы над проектом
1. Формулировка проблемы 2. Выбор темы проекта 3. Формулировка цели проекта 4. Выбор проектного продукта
1. Сбор источников информации 2. Ознакомление с возможностями программ Microsoft Office Word, Microsoft PowerPoint (выявление имеющихся и недостающих ресурсов для работы над проектом) 3. Создание проектного продукта 4. Презентация проекта 5. Рефлексия
1. Поиск информации об истории создания ребусов 2. Изучение правил составления и разгадывания ребусов 3. Поиск математических ребусов в литературе и Интернете 4. Составление ребусов по математике 5 класса 5. Разработка буклета для учащихся 6. Подготовка презентации для представления проекта
Слово "ребус" латинского происхождения (от латинской пословицы "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Это загадка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В России ребусы появились позднее - середине XlX века. Первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы нарисованные художником И. Волковым в журнале "Нива". Позднее стал выходить специальный журнал «Ребус».
ПРАВИЛО 1 Название всех изображённых на рисунках предметов надо читать только в именительном падеже.
ПРАВИЛО 2 Часто предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий или же предмет может иметь одно общее или одно конкретное название. Умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Чтобы решить ребус надо расшифровать его по частям, то есть записать подряд наименования всех изображённых букв, рисунков и цифр, а за тем разделить их на слова и составить по смыслу зашифрованный текст.
ПРАВИЛО 3 Такие слова, как перед, над, на, под, за, при, у, о, в, как правило, в ребусах рисунком не изображаются, но выявляются из соответствующего положения букв и рисунков.
ПРАВИЛО 4 Если слева или справа от нарисованного предмета одна или две запятых, это значит, что в начале или в конце слова надо отбросить одну или две буквы.
ПРАВИЛО 5 Если нарисован предмет, а около него или над ним написана зачёркнутая буква, это значит, что эту букву надо исключить из названия нарисованного предмета.
ПРАВИЛО 6 Такие части слова как с, к, из, от, по, и можно рисунком не изображать, а использовать их в качестве предлогов или союзов, указывающих отношение одного элемента ребуса к другому.
ПРАВИЛО 7 Если над рисунком стоят цифры, тогда и буквы из названия нарисованного предмета надо читать в порядке этих цифр.
ПРАВИЛО 8 Иногда в ребусе можно использовать дробь. В этом случае черта, отделяющая числитель от знаменателя, ставится наклонно или же рисуется половина буквы.
ПРАВИЛО 9 Если над перечеркнутой буквой или рядом с ней написана другая буква, то в названии предмета читается буква, стоящая над зачёркнутой или рядом с нею.
ПРАВИЛО 10 В ребусах рядом с рисунком или над ним могут стоять две буквы со знаком уравнения между ними. Это означает, что буква, находящаяся слева, заменяется второй буквой.
Математический ребус – зашифровка математических терминов, используя стандартные правила составления ребусов.
В результате работы я научилась по правилам составлять ребусы, искать необходимые картинки в Интернете, оформлять их на компьютере, а так же представила ребусы в виде буклета. Моя работа может быть использована как на уроках математики, так и на занятиях кружка. В моей работе не представлен еще один вид математических ребусов – это числовые ребусы. О них я расскажу в следующем учебном году.
Татьяна работала над проектом более двух месяцев, проявив большой интерес к созданию математических ребусов и их оформлению с помощью компьютера. При написании работы была проанализирована доступная литература и интернет-ресурсы по теме проекта. В результате самостоятельно были выделены и сформулированы в краткой форме правила по составлению и разгадыванию ребусов, придуманы или подобраны конкретные примеры, иллюстрирующие эти правила. Этапы проекта продуманы, последовательны и логичны, выполнены в полном объеме. Работа оформлена в соответствии с требованиями к познавательно- творческому проекту. Работа Татьяны представляет большой интерес для учителей математики и учителей начальной школы при проведении внеклассных мероприятий или при использовании на уроках для развития интереса к предмету, логического мышления, внимания. Это отмечено членами жюри и участниками Школьной ученической конференции ( работа заняла 1 место). Проект вызвал большой интерес у слушателей, буклет был активно использован учителями и учащимися. Руководитель проекта Слепченко О.А.
1. Брошюра библиотечки "Первое сентября" (серия "Математика", выпуск 35) Математические шарады и ребусы / Н.В. Удальцова. - М.: Чистые пруды, Сайт Ребусы.ru 3. irina.ru/html/f html 4. wikipedia.org