Нелинейная модель школьного расписания в общеобразовательном учреждении. Муниципальное общеобразовательное учреждение Износковская средняя общеобразовательная школа Заместитель директора по учебной работе: Ермаченкова Т.В.
Пояснительная записка Сегодня образование России (равно как и других развитых стран) стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. В свою очередь, реализация образованием указанных ориентиров связана с изменением общего подхода к регламентации работы образовательных институтов.
В решении этого вопроса принципиально возможны две стратегии: 1) Первая реализуется в существующем стандарте общего образования (2004 года). Он нацелен, во-первых, на формирование у учащихся ЗУНов в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений, во-вторых, на упрочение классно-урочной системы, в-третьих, на консервацию существующего методического арсенала и, в-четвертых, на консервацию существующего способа управления образовательными институтами. Предполагается, что посредством детальной регламентации содержания деятельности ученика и содержания деятельности педагога возможно добиться гарантированно высоких результатов обучения. Однако данные о результатах ЕГЭ свидетельствуют о том, что указанное предположение не подтверждается. Даже собственная цель традиционного обучения – формирование ЗУНов оказывается не достигнутой. 2) Вторая стратегия нацелена, во-первых, на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете, во- вторых, на инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников, в-третьих, на обогащение педагогического и управленческого арсенала, в-четвертых, на создание условий институциональной гибкости и пластичности образования. Суть данного подхода в том, чтобы помочь учреждению создать предпосылки и условия для самостоятельных действий ученика и педагога в заданном направлении, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав детали функционирования. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становится основным ценностно-целевым ориентиром.
Категорией, регламентирующей внешнюю сторону организации процесса обучения, т.е., определяющую, когда, где, кто и как обучается, является расписание. Данный проект направлен на создание и апробацию нелинейной модели школьного расписания в общеобразовательном учреждении. Эта проблема в последнее время стала темой дискуссий, как со стороны педагогических работников, так и экспертов в области образования: «переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей - кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями». Александр Изотович АДАМСКИЙ, ректор Института образовательной политики "Эврика", зам. председателя Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ. Эта идея находит поддержку и со стороны министерства «это не будет день сплошных уроков - это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Разнообразие занятий - это и условие сохранения здоровья, и достижение необходимых результатов. Если к тому же в стандарте будет закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д., то надо будет увеличивать фонд оплаты труда примерно на 30% по сравнению с существующим.». Исаак Иосифович КАЛИНА, заместитель министра образования и науки.
А.И.Адамский Институт проблем образовательной политики "Эврика" 5А.И.Адамский Институт проблем образовательной политики "Эврика" 5 Проектные поля Институциональное: стандарты, правила, положения, инструкции, нормативы, методики… Финансовое: финансовые нормативы, расчеты, учебные расходы, содержание школ, организационно-финансовые модели… Социальное: регулирование отношений, социализация, социальный лифт, гражданские институты … Экспертное: качество, современная результативность, оценка результатов и достижений, эффекты, корреляция эффектов, успешность… Другие: «Умная школа», «Нелинейное расписание», «Пакет выпускника», «Расчет норматива»
А.И.Адамский Институт проблем образовательной политики "Эврика" 6 Ключевой элемент – образовательная программа школы Это означает, что до 2012 года в регионах должны заработать такие образовательные программы в школах, чтобы и учебная работа, и творческие виды деятельности, и проектные и спортивные и исследовательские занятия проводились, а главное – имели материальную возможность, оборудование и помещения, кадровую обеспеченность, чтобы не только учебные способности развивались в ребенке – но и все остальные.
Соотношение субъективных и объективных целей образования: какие цели задает школа ребенку? соответствуют ли они реальным условиям, в которых должны воплощаться? совпадают ли они с целями самого ребенка?
Материально-техническая база ОУ и внешние связи МОУ «Износковская СОШ» Интернет, локальная сеть, библиотека, медиатека, кабинет профориентации, зимний сад, столовая, спортзал, стадион, спортивный комплекс, спортивная комната с тренажёрами для активного отдыха младших школьников, историко- краеведческий музей, медсестра, приусадебный участок, школьное лесничество, ВИА, интернат. Детская школа искусств Районная библиотека Спортивный комплекс «Олимп» Юхновская автошкола РОСТО (ДОСАФ) Медынское лесничество РДК Центр занятости
Ведущий замысел проекта: Отказ от единообразия и шаблонности в педагогической деятельности и взятие курса на вариативность содержания и способов обучения учащихся. Выстраивание образовательного пространства, адекватного возрастным особенностям ребёнка через создание условий для социального и образовательного самоопределения; для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию.
Обоснование необходимости проекта Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Установление форм обучения зависит от других элементов педагогической системы: целей, содержания, методов и средств, состава учеников и учителей, а также материальных условий обучения. Долгое время единственной наиболее приемлемой формой обучения считался урок. Теоретическая возможность одновременного обучения одним учителем в ходе одного урока большого количества учащихся одинакового возраста и уровня подготовки впервые была обоснована Я.А.Коменским. Главной задачей педагога была передача учащимся готовых знаний посредством целенаправленного педагогического воздействия. Уроки чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или на год. К достоинствам этой системы можно отнести: четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность.
Недостатки классно – урочной системы «присвоение знаний» (множество учеников образовательного учреждения в процессе получения знаний замкнуты на одного педагога). системы «один ко многим» объективность контроля уровня обученности (отсутствуют измерители и методики проведения замера индивидуальных достижений учащегося, подмена оценивания уровня обученности оцениванием уровня запоминания фактологического материала). искусственное сужение информационного поля (основными образовательными ресурсами, являются школьный учебник и состоящие с ним в комплексе учебно-методические материалы). привязывание участников образовательного процесса к месту получения образования. трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе.
Ключевые идеи проекта: Вариативность как множественность форм, приемов и способов построения модели обучения; Моделирование как эффективный метод преобразования школьного расписания; Субъективность и социальное партнерство как выражение необходимости компетентности, творческого личностно-значимого участия школьных администраций, учителей, учащихся, родителей, общественности в работе по формированию модели обучения ( акцент должен делаться на развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с окружающей действительностью и с собой, через развитие детских инициатив).
Цель проекта : изменение условий образовательного процесса в школе, через создание нелинейной структуры школьного расписания.
Задачи проекта : Организационные задачи Обеспечить организационный комплекс мер, направленных на изменение условий образовательного процесса ОУ ( выработать предложения по видам деятельности учащихся, исходя из запросов и возможностей школы; создать условия для получения ребенком опыта разнообразного выбора и возможности самоопределения по интересам ( через формирование образовательного пространства учреждения, способствующего реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединения в единый функциональный комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных процессов). Мотивационные задачиОбеспечить включенность участников образовательного процесса в обсуждение, проектирование и принятие изменений в режиме работы ОУ. Образовательные задачиОбеспечить организацию и мониторинг результативности образовательного процесса в ОУ, отвечающего изменениям (отбор образовательных технологий, способствующих формированию «творческого мышления, навыков самостоятельного и критического мышления, способности к рефлексии и самопознанию»; «умения работать с информацией и учиться»; «умения общаться, работать в коллективе, коммуникативной компетентности»;организация работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка; обеспечение условий формирования учебной деятельности ( организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам); реализация основной образовательной программы школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);создание условий для творческой продуктивной деятельности ребёнка ( ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов, поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов, обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д. ).
Кадровые и программно-методические задачи Обеспечить кадровые и программно-методические условия, необходимые для реализации изменений в работе ОУ (обучение ответственных за мониторинг на всех уровнях, обучение тьюторов для сопровождения деятельности классов в условиях эксперимента, разработка показателей и индикаторов результативности и эффективности продвижения проекта, обучение учителей – предметников и классных руководителей, выработка методических рекомендаций по работе школы в условиях нелинейной модели расписания). Материально-технические задачи Обеспечить условия труда и обучения, оснащенность помещениями и материально-техническую базу образовательного учреждения, необходимые для реализации изменений условий работы ОУ. Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную в начальной школе, создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности. Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам. Финансово-экономические задачи Обеспечить объем финансирования, необходимый для реализации изменения условий работы ОУ. Нормативно-правовые задачи Обеспечить нормативно-правовые обоснования, необходимые для реализации изменения условий ОУ (внесение необходимых изменений в нормативную базу школы, разработка локальных актов всех уровней, формирование учебного плана и расписания и т.д.).
Анализ нормативно-правовой базы (федерального и регионального уровня), позволяющий реализовать проект: В ходе подготовки проекта была проанализирована нормативно-правовая база, а именно «Типовое положение об образовательном учреждении», «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях «СанПиН », проект «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Базисный учебный план.
Условия для осуществления проекта. Внесение изменений в Типовое положение об образовательном учреждении. Внесение изменений в Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях «СанПиН » ( Изменение существующих стандартов образования (принятие нового ФГОС, соответствующего современным вызовам, ожиданиям со стороны государства, общества, семьи, бизнеса ). Изменение компетенции и компетентности педагога; Внесение изменений в БУП.
Сентябрь )Дискуссионные площадки, выработка предложений по видам деятельности учащихся, исходя из запросов и возможностей школы. 2) Активное обсуждение проекта (переговорные площадки: родительская общественность, представители Учредителя, Управляющий совет, администрация школы) 3)Определение состава рабочей группы по разработке проекта. 1.4) Внесение необходимых изменений в нормативную базу школы. 2.5)Разработка локальных актов всех уровней 3.6)Формирование учебного плана и расписания. 4.7)Обучение ответственных за мониторинг на всех уровнях. 5.8)Запуск процедуры мониторинга 6.9)Первичный сбор информации. 1.10)Обсуждение и утверждение работы школы в режиме эксперимента на педагогическом совете с активным участием Управляюще го совета. 2.11)Внесение изменений в Устав, коллективный договор, положение об оплате труда, положении о распределении стимулирующей части. 3.12)Введение новой модели расписания в «пилотных классах». 4.13)Разработка показателей и индикаторов результативности и эффективности продвижения проекта. 5.14)Обучение тьюторов для сопровождения деятельности классов в условиях эксперимента. 15)Мониторинг и оценка проекта. 16) Продолжение работы «пилотных» классов в режиме нелинейной структуры школьного расписания. n 17)Отслеживание и коррекция возможных сбоев в новой модели обучения; n 18)Деятельность администрации школы, Управляющего совета по подготовке перехода школы к работе по новому расписанию в штатном режиме. n 19)Отслеживание и снятие «рисков» проекта. 1.20) Коррекция хода реализации проекта 1.21)Подготовка к переходу классов 2 ступени обучения к работе в рамках нелинейной модели расписания. 2.22)Выработка методических рекомендаций по работе школы в условиях нелинейной модели расписания. 3.23)Обучение учителей – предметников и классных руководителей. 24)Подведение итогов, оценка эффективности результатов, Отчет по проекту (финансовый и содержательный). 25)Решение о завершении проекта и его пролонгации. 26)Распространение (диссеминация) результатов проекта ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Этапы внедрения проекта. Подготовительный 1. Подготовительный – преобладание классно-урочной системы; Дискуссионные площадки, выработка предложений по видам деятельности учащихся, исходя из запросов и возможностей школы. Активное обсуждение проекта (переговорные площадки: родительская общественность, представители Учредителя, Управляющий совет, администрация школы) Создание команды, распределение ролей. Внесение необходимых изменений в нормативную базу школы. Разработка локальных актов всех уровней, формирование учебного плана школы и расписания. 1.Обучение ответственных за мониторинг на всех уровнях. 2.Запуск процедуры мониторинга 3.Первичный сбор информации.
Организационно – реализационный. 2. Организационно – реализационный. Обсуждение и утверждение работы школы в режиме эксперимента на педагогическом совете с активным участием Управляющего совета; Обсуждение и утверждение работы школы в режиме эксперимента на педагогическом совете с активным участием Управляющего совета; Внесение изменений в Устав, коллективный договор, положение об оплате труда, положении о распределении стимулирующей части; Внесение изменений в Устав, коллективный договор, положение об оплате труда, положении о распределении стимулирующей части; Введение новой модели расписания в «пилотных классах». Введение новой модели расписания в «пилотных классах». Разработка показателей и индикаторов результативности и эффективности продвижения проекта. Разработка показателей и индикаторов результативности и эффективности продвижения проекта. Обучение тьюторов для сопровождения деятельности классов в условиях эксперимента Обучение тьюторов для сопровождения деятельности классов в условиях эксперимента
Практический -модель становится привычной. Продолжение работы «пилотных» классов в режиме нелинейной структуры школьного расписания. Продолжение работы «пилотных» классов в режиме нелинейной структуры школьного расписания. Отслеживание и коррекция возможных сбоев в новой модели обучения; Отслеживание и коррекция возможных сбоев в новой модели обучения; Деятельность администрации школы, Управляющего совета по подготовке перехода школы к работе по новому расписанию в штатном режиме. Деятельность администрации школы, Управляющего совета по подготовке перехода школы к работе по новому расписанию в штатном режиме. Отслеживание и снятие «рисков» проекта. Отслеживание и снятие «рисков» проекта.
4. Штатный. система становится ведущей. система становится ведущей. подготовка к переходу классов 2 ступени обучения к работе в рамках нелинейной модели расписания. подготовка к переходу классов 2 ступени обучения к работе в рамках нелинейной модели расписания. выработка методических рекомендаций по работе школы в условиях нелинейной модели расписания. выработка методических рекомендаций по работе школы в условиях нелинейной модели расписания. обучение учителей – предметников и классных руководителей. обучение учителей – предметников и классных руководителей.
Виды деятельности младшего школьника: Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа) Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно- полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). «Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.»( проект «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).
Типы занятий: аудиторные и внеаудиторные: Урок, экскурсия, творческая мастерская, конференция, спортивные соревнования, образовательное путешествие, познавательная лаборатория, школьная театральная студия, кафедра, спортивные секции, поход, индивидуальные занятия, социальные проекты, занятия в клубе.
Соотношения отдельных компонентов базисного учебного плана Наименование ООП Соотношение федерального и школьного компоненто в (%) Соотношение учебной/внеучебн ых видов деятельностей (%) Соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы учащихся (%) ООП начальное общее образование 80/20 90/10 ООП основное общее образование 60/40 75/25 ООП Среднее (полное) общее образование 40/6060/40
Учебные предметы 2 кл. 3 кл. 4кл. Русский язык555 Литературное чтение433 Английский язык222 Математика444 Окружающий мир222 Искусство (ИЗО, художественный труд, музыка)2 Искусство (музыка)11 Технология( труд ;уч.модуль-информатика и ИКТ)22 Физическая культура222 Краеведение111 Трудовая практика 111 Социальные проекты111 Спортивная деятельность111 Клубная, кружковая деятельность111 Экскурсионная деятельность (походы, поездки и т.д.) 111 Общий объём нагрузки:27
- урок - экскурсия, образовательное путешествие - творческая мастерская - индивидуальные занятия - спортивные соревнования,спортивные секции - проектная деятельность, социальные проекты - познавательная лаборатория - театральная студия - поход - занятия в клубе - хоровая студия - студия народных музыкальных инструментов - трудовая практика - изо студия
2 а2б3 а3б понедельник русский язык физич.культурарусский язык английский языкокружающий миррусский языкфизическая культура. завтрак математика физич.культура физическая культура.английский язык занятия в клубе соц. проект обед хоровая студияиндивидуальные занятияспортивные секции
вторник литературное чт. математика завтрак русский язык информатикаокружающий мир информатика спортивные соревнованиярусский язык музыка ИЗОспортивные соревнования 2 а2б3 а3б обед школьная театральная студияиндивидуальные занятия Студия народных музыкальных инструментов
Риски проекта : Неготовность большинства педагогов работать в новых условиях; Возможность неприятия новой модели частью родительской общественности; Неадекватная оценка учащимися своих учебных возможностей; Отрицательная динамика основных показателей, характеризующих уровень развития учащихся (в том числе – отсутствие устойчивых познавательных интересов, несамостоятельность большинства школьников в решении учебных и жизненно-практических задач) Недостаточные технические возможности школы
Результаты : Отход от традиционной формы урочного обучения; Плюрализм форм организации занятий; Реальная индивидуализация обучения; Применение технологий развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся; Замена точечного контроля усвоения знаний непрерывным мониторингом обученности. В том числе изменение системы оценивания; Размыкание и расширение образовательного пространства учащегося и учителя; Размывание, а в перспективе и удаление границы между урочной и внеурочной деятельностью. Переход к оплате всех видов деятельности учителя.
Результаты на каждой ступени образования: предметные результаты в каждой образовательной области как набор определенных культурных средств и способов, позволяющих выпускнику решать как учебные, так и внеучебные задачи, которые могут быть проверены с помощью измерительных процедур (освоение предметных знаний, умений и навыков через программы учебных предметов, курсов, модулей); образовательные «компетентностные» результаты, выходящие за рамки конкретного предмета (образовательной области), которые также могут быть проверены с помощью объективных измерительных процедур или экспертных оценок (освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе неаудиторные формы образовательной деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части учебного (образовательного) плана образовательного учреждения);
В старшей школе основная идея должна быть связана с существенным расширением возможности выбора каждым школьником образовательных программ из предложенных ему (профильное обучение), либо с созданием своей индивидуальной образовательной программы (школа индивидуальных образовательных программ). При выборе образовательных технологий для старшей школы целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами: 1)приоритет должен отдаваться тем технологиям, которые позволят дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса без применения селективных средств; 2)чрезвычайно важную роль на этом этапе образования приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности. Естественно, использование современных образовательных технологий будет требовать от школ выхода за рамки традиционной классно-урочной системы, за рамки преимущественно замкнутой школьной системы образования. Формулируя требования к отбору образовательных технологий для каждой из трех ступеней, необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны иметь определенную преемственность и нет технологий, работающих эффективно только на одной ступени образования. Необходимо выстраивать систему образовательных технологий с учетом основных целей каждой ступени образования.
Общая схема образовательной старшей школы: Образовательная область Базовые и вариативные компоненты Теоретический материал Практические пробы Рефлексивно- аналитическая работа Лекции, семинар ы, тренинги Индивид уальная учебная деятельн ость Стажерс кие (полевы е) практики Социаль но- культурн ые проекты Рефлекс ивные сессии Тьюторс кие консульт ации Выбор способа деятельности, изучения, освоения
Образовательная область Базовые компоненты Учебные курсы Модули (внутрипредметные и межпредметные) Практикумы и практики Самостоятельная работа учащихся Экспериментально - исследовательска я деятельность Проектная деятельность Вариативные компоненты Учебные, элективные курсы (предпрофильн ые ) Модули (внутрипредме тные и межпредметны е ) Тренинги Образовательны е экскурсии Практикумы и практики Учебная деятельность
Индивидуальные образовательные программы старшеклассников реализуются через: а) набор обязательных учебных предметов (русский язык, история России, физкультура); б) выбор образовательных областей, соответствующих ключевым сферам деятельности современного человека (политика и управление, экономика и предпринимательство, социальные коммуникации, знаниевые и знаковые системы (в том числе и наука, и языки), искусство, технологии.); в) профильные предметы и элективные курсы по выбору учащегося (например, традиционные предметы: литература, математика, естествознание, языки и др.; метапредметы: «знак», «проблема», «человек», «время» и др.); г) систему предпрофессиональных (стажерских) практик; д) систему развивающих курсов, образовательных модулей, деловых игр, тренингов по выбору учащегося; е) систему внеучебной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии, полевые практики, проведение исследований, реализация социально-культурных проектов и т.д.); ж) систему тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы, систему работы с портфолио, набор рефлексивных ситуаций (сессий, консультаций, написания эссе и др.).
Модули позволят объединить содержание отдельных учебных предметов по общему основанию, что может повысить эффективность содержание образования и его результативность. Примерами внутрипредметных модулей может быть «Право», «Экономика», «Математическая статистика», «Теория вероятностей».Возможны модули между образовательными областями (например, литература и искусство) Практикумы позволят включить наравне с учебной деятельностью и другие виды деятельности такие, как исследовательскую, проектную, трудовую, творческую и пр. непосредственно в образовательный процесс, реализуя этот процесс через внеаудиторные занятия. Выделение самостоятельной работы обучающихся в отдельный компонент образовательной области позволит решить вопрос с домашними заданиями, сделав эту работу системной, индивидуализированной и дифференцированной, где объем, ритм и темп работы выбирает сам школьник.
Задачи: Реализовать образовательную программу старшей школы в организационно-учебных базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги) (Эту задачу решает в первую очередь преподаватель). Подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний) (Эту задачу решает в первую очередь тьютор). Сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений (Эту задачу решает в первую очередь научный руководитель). Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий (Эту задачу решает в первую очередь социальный педагог). Организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция учащихся. (Эту задачу решает в первую очередь наставник).
образовательные результаты, определяемые накопительной системой оценки учебных и внеучебных достижений, например, с помощью «портфолио» (в таких образовательных областях, как «Искусство», «Технологии» и «Здоровье»); особое место в результатах освоения основных образовательных программ должны занять внеучебные достижения школьников и их институализация наравне с учебными достижениями; практическая деятельность учащихся, в целях приобретения общественно-полезного социального опыта через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности.
Примерное наполнение образовательных областей старшей школы: Обязательным для каждой образовательной области является: а) теоретический материал - представление ведущих идей и понятий, описывающих данную человеческую практику, историческое развитие основных предметно-деятельностных линий в этой сфере, способы и формы осуществления данной практики в современном мире, прогноз перспектив развития данной практики человеческой деятельности; б) практическую работу (пробу) учащегося в данной сфере – реализацию творческого замысла, проведение исследования, разработку и реализацию проекта, работу с моделями, демонстрирующими отдельные элементы или сферу в целом; в) рефлексивно-аналитическую работу учащегося (самостоятельно, с тьютором или с научным консультантом) – формирование целостного видения предмета, системной организации предмета, понятийных взаимосвязей и тематических обусловленностей, иерархии знаний и т.д.). Предметное наполнение образовательных областей – обязанность школы. Конкретный перечень предметов в той или иной образовательной области школа вправе определять самостоятельно с учетом доступных ресурсов и с обязательным учетом индивидуальных образовательных программ учащихся. Выбор способа деятельности при освоении той или иной образовательной области – право учащегося. В зависимости от выбранного способа определяется форма предъявления результата: доклад на конференции, отчет по проекту, статья в научном сборнике, творческая презентация и т.д. Требованием стандарта является публичность предъявляемого результата и открытость (прозрачность) оценки результата. Может быть представлен как в форме лекций и семинаров, так и в формах различных текстов (учебных пособий, дайджестов, Интернет-ссылок и т.д.)
Виды деятельности старших школьников: Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.п.). Индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника, обучение в системе экстерната, обучение в заочных школах. Конструкторско-исследовательская деятельность по конкретной профильной теме. Организационно-проектная социальная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника. Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения (стажировки, пробы, рефлексивные сессии).
- урок - экскурсионная и творческая виды деятельности - творческая мастерская - конференции, л екции, семинары, тренинги - образовательное путешествие - познавательная лаборатория - школьная театральная студия - спортивные секции, спортивные соревнования - социальные практики,стажировки, пробы, рефлексивные сессии, стажерские (полевые) практики - индивидуальные и групповые консультативные занятия - организационно-проектная социальная деятельность - занятия в клубе - хоровая студия (танцевальная студия) - ансамбль народных музыкальных инструментов - конструкторско-исследовательская деятельность изо студия( вышивка и макраме)
Основные образовательные программы должны обеспечить: освоение предметных знаний, умений и навыков через программы учебных предметов, курсов, модулей; освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе неаудиторные формы образовательной деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части учебного (образовательного) плана образовательного учреждения; практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественно-полезного социального опыта через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности.