Познавательная игра для 6 класса «Государь всея Руси» Кочеткова О.Н., учитель истории и обществознания ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка 1315 САО г. Москвы Идентификатор Приложение 1
Роль познавательной игры в учебном процессе Стимулирует познавательный интерес к предмету. С её помощью достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального восприятия истории. В игре сочетаются научный процесс познания и творческий потенциал искусства. Содержание игры требует от ребят не просто знания фактов, событий, дат, но и умения самостоятельного поиска, установления причинно- следственных связей, аргументации, обобщения, моделирования исторических процессов. В воспитательном плане игра создает атмосферу здорового соперничества и в то же время коллективного творчества, то есть прививает навыки делового общения.
Цель игры Вызвать интерес к эпохе Ивана III. Показать роль государственного деятеля в судьбе государства. Смоделировать ход решения проблем государства Иваном III, понять груз ответственности, лежащий на главе государства. Прийти к выводу о критериях оценки государственного деятеля.
Возможности игры Использование на уроке получения новых знаний. Использование на уроке обобщения и закрепления полученных знаний. Использование в кружковой работе. Использование при дистанционном обучении.
Предполагаемые результаты Повышение интереса учащихся к изучению темы; выработка у учащихся умения эффективно работать с различными источниками информации, презентовать результаты поиска, творчески переосмысливать исторический процесс.
Правила игры Класс делится на группы. Если игра проводится на уроке изучения нового материала, группы получают право использования различных источников информации( Интернета, справочников, учебников) после выдвижения версий, т.е. определения проблем. Каждая группа презентует и обосновывает свои варианты ответов на каждом этапе игры. Оценка работы групп происходит по следующим критериям: умение выделять проблемы развития страны по историческим реалиям, навыки построения исторической модели решения этих проблем, обоснование исторической модели, презентация своей работы.
Пошаговые действия во время игры 1.Ввод исходных данных (Россия к 1462 году: территория, население, социально- экономические отношения, организация власти, отношения с другими государствами) 2.Определение проблем, стоящих перед страной 3.Моделирование путей решения проблем 4.Сравнение с историческими реалиями 5.Вывод о роли исторического деятеля (Ивана III) и уровне развития государства в начале XVI века
Примечания К игре прилагается справочник, переход к которому возможен через гиперссылки. Справочник содержит картографические материалы, документы, вспомогательные иллюстративные материалы.
Источники и литература Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений /Под ред. акад. А.М.Панченко. – М.: Дрофа, 1996, с Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: изд-во Эксмо, 2007, т.6 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: Эксмо, 2009, с Соловьев С.М. Об истории Древней России. – М.: Дрофа, 1997, с
Источники и литература