МОУ «Павловская начальная школа – детский сад» ПРОГРАММА « Одаренные дети » Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях выше среднего.
Цель программы Создание благоприятных условий, воспитательно – образовательной среды, способствующих полноценному развитию личности одаренного ребенка
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: создание банка методик для диагностирования способностей детей; раннее выявление и развитие одаренного ребенка; составление банка данных одаренных детей; применение образовательных технологий и методов, способствующих развитию одаренности; методическая поддержка педагогического коллектива и родителей по вопросам организации работы с одаренными детьми.
Методологической основой для разработки программы легли следующие концепции: Концепция человеческого потенциала Дж. Рензулли, согласно которой одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
«Рабочая концепция» (Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. и др.) - выделяет два фактора одаренности: инструментальный и мотивационный, и рассматривает одаренность как динамическую характеристику, подверженную влияниям среды.
Этапы реализации программы: Информационно – методическое направление Диагностическое направление - подбор и изучение теоретической и методической литературы - составление проекта программы - ознакомление педагогического коллектива с проектом. - подбор методик, анкет и опросников, - проведение диагностики Подготовительный :
Реализация программы Организационно – методическое направление: разработка и проведение семинаров, МО, пед.советов Развитие и поддержка одаренных детей Кружковая работа: - музыкальное направление; - спортивное направление; Тематические факультативы: Предметные недели; Школьные, районные, краевые конкурсы и олимпиады; Художественно – эстетическое направление (праздники, конкурсы и т.п.)
Подведение итогов: Аналитико – прогностическое направление анкетирование педагогов и учащихся; оценка перспектив развития системы работы с одаренными детьми
Ожидаемые результаты : Создание системы мониторинга по изучению одаренности; Повышение числа активно участвующих в конкурсах и олимпиадах детей; Увеличение количества детей, занявших призовые места в конкурсах и олимпиадах; Обучение навыкам поисковой и исследовательской деятельности; Формирование коммуникативных умений, в первую очередь, связанных с публичными выступлениями, самопрезентацией; Повышение познавательной активности у всех учащихся; Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Результативность программы:
Перспектива развития программы: - организация дополнительной кружковой и факультативной работы в соответствии с интересами и склонностями учащихся; - осуществление психологической поддержки детей, участвующих в конкурсах, олимпиадах; - пополнение банка технологий и методов выявления и развития одаренных детей; - создание системы подготовки педагогов для работы по развитию творческого потенциала детей (обучающие тематические семинары, памятки, информационная поддержка и т.п.).
«Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает». Автор: А.И. Савенков Презентацию подготовили : Жирнова Т.А., зам.директора по УВР; Яковенко А.Д., педагог - психолог