Технология создания портфолио педагога ДОУ Т.Д. Пашкевич, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования АКИПКРО
Задание 1 Найдите ассоциативный, метафорический образ, который в наибольшей степени совпадает с Вашим представлением о портфолио. Найдите ассоциативный, метафорический образ, который в наибольшей степени совпадает с Вашим представлением о портфолио.
Историческая справка "Портфолио" - досье, собрание достижений "Портфолио" - досье, собрание достижений (согласно "Новейшему словарю иностранных слов и выражений") - происхождение: от французских слов "porter" (излагать, формулировать) и"folio" (лист, страница). - происхождение: от французских слов "porter" (излагать, формулировать) и"folio" (лист, страница).
Цели создания портфолио для прохождения очередной аттестации, для прохождения очередной аттестации, для устройства на работу, для устройства на работу, для презентации на родительском собрании, в педагогическом сообществе, для презентации на родительском собрании, в педагогическом сообществе, для саморазвития, самообразования и повышения самооценки. для саморазвития, самообразования и повышения самооценки.
Что представляет собой потрфолио? Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности
Портфолио педагога Способ фиксации, накопления и анализа индивидуальных достижений педагога в процессе профессиональной деятельности, который демонстрирует его успешность
Цель создания портфолио Демонстрация успешности педагога, представление его профессиональных и личностных достижений
Задачи Развитие у педагога личной уверенности и мотивации на освоение разнообразных инновационных программ и технологий Развитие у педагога личной уверенности и мотивации на освоение разнообразных инновационных программ и технологий
Задачи Развитие способности к самооанализу своей профессиональной деятельности Развитие способности к самооанализу своей профессиональной деятельности
Задачи Развитие у педагога исследовательских и проектировочных умений Развитие у педагога исследовательских и проектировочных умений
Задачи Развитие у педагога навыков рефлексивной деятельности Развитие у педагога навыков рефлексивной деятельности
Примерная структура портфолио Потрфолио Инвариантная (первая) часть Вариативная (вторая) часть
Принципы создания портфолио Педагог четко представляет цель создания портфолио Педагог четко представляет цель создания портфолио Ответственность на результате лежит на авторе портфолио Ответственность на результате лежит на авторе портфолио Каждый обозначенный факт портфолио должен подтверждаться реальными документами и фактами Каждый обозначенный факт портфолио должен подтверждаться реальными документами и фактами
Принципы создания порфолио Набор материалов портфолио должен быть целесообразным и исчерпывающим Набор материалов портфолио должен быть целесообразным и исчерпывающим Творческие находки педагога при создании и оформлении портфолио приветствуются и поощряются Творческие находки педагога при создании и оформлении портфолио приветствуются и поощряются Портфолио педагогов не сравниваются друг с другом Портфолио педагогов не сравниваются друг с другом
Примерная структура портфолио Титульный лист Титульный лист Введение (пояснительная записка) Введение (пояснительная записка) Раздел 1 «Информационный», «Официальные документы» Раздел 1 «Информационный», «Официальные документы» Раздел 2 «Аналитический», «Рефлексивный» Раздел 2 «Аналитический», «Рефлексивный» Раздел 3. «Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке» Раздел 3. «Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке» Раздел 4. «Научно-методический» Раздел 4. «Научно-методический» Раздел 5 «Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах» Раздел 5 «Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах» Раздел 6 «Мои творческие находки» Раздел 6 «Мои творческие находки» Раздел 7 «Предметно-развивающая среда» Раздел 7 «Предметно-развивающая среда» Раздел 8 «Перспективно-рефлексивный» Раздел 8 «Перспективно-рефлексивный»
Титульный лист фамилия, имя, отчество педагога фамилия, имя, отчество педагога полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог должность должность название ВУЗа, оконченного педагогом название ВУЗа, оконченного педагогом стаж работы в данном образовательном учреждении; стаж работы в данном образовательном учреждении; квалификационная категория; квалификационная категория; указание периода за который представлены документы и материалы; указание периода за который представлены документы и материалы; личная подпись педагога. личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера
Введение (пояснительная записка) Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (остальные материалы не рассматриваются) Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (остальные материалы не рассматриваются) Во введении необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. Во введении необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. Обоснование выстраивается относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории. Обоснование выстраивается относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории.
Раздел 1 «Официальные документы», «Информационный» Перечень документов заверяется подписью руководителя ДОУ и печатью ДОУ Перечень документов заверяется подписью руководителя ДОУ и печатью ДОУ п/п п/п Название документа Содержание (за что выдан) Кем выдан Когда выдан
Раздел 2 «Аналитический», «Рефлексивный» Самооанализ профессиональной деятельности педагога Самооанализ профессиональной деятельности педагога Анализ деятельности педагога руководителями, коллегами, родителями, выпускниками Анализ деятельности педагога руководителями, коллегами, родителями, выпускниками Отзывы коллег, родителей, выпускников о деятельности педагога Отзывы коллег, родителей, выпускников о деятельности педагога Публикации в СМИ о деятельности педагога Публикации в СМИ о деятельности педагога Результаты диагностики Результаты диагностики
Раздел 3 «Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке» Данные обязатально подтверждаются копиями документов, заверенными руководителем ДОУ
Раздел 4 «Научно- методический» Исследовательские материалы педагога по актуальным проблемам дошкольного образования Исследовательские материалы педагога по актуальным проблемам дошкольного образования Публикации автора Публикации автора Материалы участи я в конкурсах, выставках, творческих отчетах Материалы участи я в конкурсах, выставках, творческих отчетах Творческие проекты Творческие проекты Перспективные планы Перспективные планы Конспекты занятий Конспекты занятий Сценарии праздников и развлечений Сценарии праздников и развлечений
Раздел 5 «Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах» Данные подтверждаются документами, заверенными руководителем ДОУ
Раздел 6 «Мои творческие находки» Заполняется по желанию педагога Заполняется по желанию педагога Демонстрируются материалы, значимые для профессиональной деятельности педагога Демонстрируются материалы, значимые для профессиональной деятельности педагога
Раздел 7 «Предметно- развивающая среда» Фотографии, проекты «островков» для развития детей в группе и на участке детского сада, демонстрирующие способность педагога создавать особые, комфортные условия для реализации способностей и интересов каждого ребенка Фотографии, проекты «островков» для развития детей в группе и на участке детского сада, демонстрирующие способность педагога создавать особые, комфортные условия для реализации способностей и интересов каждого ребенка
Раздел 8 «Перспективно- рефлексивный» Эссе «Мое профессиональное будущее» Эссе «Мое профессиональное будущее» Перечень проблем профессиональной деятельности Перечень проблем профессиональной деятельности Перспектива профессионального развития Перспектива профессионального развития
Обратите внимание!!! Некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности.
При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант – если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. На наш взгляд, в портфолио должны войти материалы, отражающие работу педагога как минимум на протяжении одного учебного года. При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант – если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. На наш взгляд, в портфолио должны войти материалы, отражающие работу педагога как минимум на протяжении одного учебного года.
Основные требования к составлению портфолио Обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.). Обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.). Общий объем материалов портфолио должен быть не менее 30 и не более 70 страниц формата А-4. Общий объем материалов портфолио должен быть не менее 30 и не более 70 страниц формата А-4. Художественное оформление портфолио не оценивается. Художественное оформление портфолио не оценивается. С содержанием портфолио должны ознакомится заранее не менее двух членов экспертного совета. С содержанием портфолио должны ознакомится заранее не менее двух членов экспертного совета.
Критерии рецензирования портфолио при аттестации педагога Соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию; Соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию; Полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого; Полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого; Достижения и проблемы профессиональной деятельности. Достижения и проблемы профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание!!!