Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани
Это вид консалтинговых услуг, предоставляемых руководителям образовательных учреждений и заместителям директоров, при котором происходит передача управленческой технологии от консультанта руководителю и команде управленцев для дальнейшего самостоятельного применения в практике работы учреждения с целью повышения ее эффективности и управляемости.
На сегодняшний день присутствуют три основных вида консалтинговых услуг - экспертный ("традиционный") консалтинг, обучающий и процессный. Вводимое нами понятие технологичного консалтинга включает в себя как элементы обучающего, так и элементы процессного консалтинга, при этом его основная задача - передать команде управленцев управленческую технологию.
. В отличие от традиционного (экспертного), технологичный консалтинг не отвечает на вопрос ЧТО делать (не дает советов и рекомендаций), а интерактивно (командная работа консультантов и управленческой команды во главе с руководителем) создает и перестраивает ПРОЦЕССЫ управления (это элементы процессного консалтинга), при этом консультирование проводится в форме обучающих тренингов и мозговых штурмов (а это элементы обучающего консалтинга).
Тьютор – тот, кто передаёт опыт Учения Тьютор – тот, кто тоже находится в процессе самообразования Тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск. Тьютор - это наставник Тьюторство – это отдельная культура
Определение индивидуального стиля образования и приведение педагога к его осознанию – одна из задач деятельности тьютора. Другая – познакомить с существующими в культуре способами ответов на возникающие у педагогов вопросы: классическое исследование, журналистское интервьюирование, образное проживание и т.д. В своей работе тьютор стремится всё время соблюдать равновесие культурного и индивидуального в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от индивидуального.
План-карта источников, где так или иначе можно найти материал для ответа, маршрут и инструкция его прохождения Вопросные техники (тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов) Образовательные портфолио Презентация найденных ответов в кругу педагогов
Типовые задачи Действия тьютора - Знакомство - определение целей и задач совместной деятельности - оказание психологической поддержки. снятие барьеров - диагностика начального и текущего состояния обучающихся - разработка стратегии работы группы на презентацию - построение обобщённого «портрета» группы определение сильных и слабых сторон - определение своей роли и позиции в группе - обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. - создание комфортной атмосферы в группе
Размораживание - постановка перед обучающимися (проблематизация) творческих задач, проблем - включение в активную работу - создание мотивации - выделение индивидуальных проблем обучаемых - отбор тем и проблем для обсуждения - определение затруднений - формулирование проблемных вопросов, заданий, работа с проблемами
Организация изучения концепций курса - Объяснение сложных вопросов, концепций - Системное представление концепций курса - Выделение главных идей в теме, курсе - Организация работы с кейс – стади - Демонстрация связи курса с реальной практикой - Обучение умениям работать с ситуацией, видеть и формулировать проблему - Представление более полного и более широкого взгляда на изучаемую область - Подготовка и чтение мини-лекций
Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся - работа с проблемами, предложенными группой - оформление опыта обучающихся - обзор материалов всего курса - выделение в текстах обучающихся идей, адекватных изучаемым материалам - оценка адекватности применения концепций
Организация групповой и индивидуальной работы - Организация групповой работы - Обучение навыкам рефлексии - Обучение практическому применению работы концепций - организация межгруппового взаимодействия - Выбор адекватных методов обучения - Организация дискуссии - Обучение навыкам самостоятельной работы - Вовлечение всех обучающихся в работу группы обучени5 навыкам эффективного общения - Выбор и использование групповых упражнений - Обобщение идей - Обучение способам рационального мышления
Организация обратной связи и рефлексия - определение сильных и слабых сторон в деятельности обучающихся - выделение индивидуальных проблем обучающихся - диагностика начального и текущего состояния обучающихся - организация обратной связи - контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию - проведение рефлексии собственной деятельности - Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся - Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок
- Создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.) - Разработка различных контрольно- диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др. - Анализ и описание собственного тьютерского опыта - Внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьютеров
Не все педагоги должны быть охвачены тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами. Для этого лучше не совмещать занятия и тьюторские консультации, чтобы была возможность различать образовательные пространства, где педагоги должны учиться и где они могут это делать, потому что сами этого хотят. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать учителей в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов.Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Это должны быть люди, увлечённые этой идеей и готовые обсуждать свои опыты, развивать идеи на практике