Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования Е.Н. Жаркова, Н.Г. Калашникова
Персонифицированное повышение квалификации – общая стратегия государственной ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ кадрового потенциала системы общего образования Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ г.: «…средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ». Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года: проект 6, мероприятие 5.4 «Внедрение финансовых сертификатов, подтверждающих право получения образовательных услуг в рамках повышения квалификации». «к г. не менее, чем в 30 регионах будет внедряться система персонифицированного финансирования повышения квалификации на основе финансовых сертификатов, обеспечивающая широкие возможности и поддержку формирования индивидуальных программ профессионального совершенствования». 2
При каких условиях повышение квалификации становится персонифицированным = развивающим ? ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ : готов сделать грамотный выбор нужного учебного курса ( программы ), результатом освоения которого станет обеспечение качества образования, отвечающего требованиям ФГОС ; умеет делать выбор на основе собственной оценки ситуации и результатов собственного действия ; видит свою деятельность как целое и понимает перспективы ее развития ; умеет соотносить и согласовывать свой выбор с задачами деятельности и развития школы в целом ; … 3
При каких условиях повышение квалификации становится персонифицированным = развивающим ? ЕСЛИ РУКОВОДИТЕЛИ ШКОЛЫ : умеют четко формулировать задачи деятельности и развития школы с учетом ее особенностей и определять необходимые для этого направления развития кадрового потенциала, компетентности и квалификации работников ; готовы формулировать управленческий заказ ( техническое задание ) на повышение квалификации конкретных педагогических работников ; умеют согласовывать управленческий заказ и индивидуальный выбор конкретного работника школы ; умеют связать качество результатов повышения квалификации с проведением аттестации педагогических кадров, распределением стимулирующих выплат. 4
ЧЕМУ БУДУ УЧИТЬСЯ ? Ответственность за то, что выбирает учитель ( мотивы выбора курсов и программ обучения, обоснованность, нацеленность на результат и др.) ДЛЯ ЧЕГО, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ БУДУ УЧИТЬСЯ ? Ответственность за то, насколько точно ( адекватно ) сделан выбор, проведен самоанализ собственных потребностей в профессиональном росте ВОСТРЕБОВАН ЛИ МОЙ ВЫБОР ШКОЛОЙ ? Ответственность за согласование сделанного выбора с руководителями и коллегами школы 5 Усиление ответственности УЧИТЕЛЯ за результат повышения квалификации
В чем состоит ответственность выбора УЧИТЕЛЯ ? Учитель персонально отвечает за результаты своего повышения квалификации : разработку конкретного, значимого для школы проекта ; качественные изменения своей педагогической деятельности ; качественные изменения учебных достижений учащихся. 6
Усиление ответственности РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ за результат повышения квалификации Руководители школы персонально отвечают за обеспечение своевременного и соответствующего потребностям школы повышение квалификации кадров : наличие внятного технического задания на повышение квалификации конкретного работника, согласованное с последним с учетом реализуемой в школе комплексной программы развития, особенностей тех проектов, в которые включен конкретный учитель, направляющийся на обучение ; создание внутришкольной системы стимулирующих мер профессионального развития ; … 7
Стажерская практика – элемент персонифицированного повышения квалификации В основе предлагаемых АКИПКРО программ повышения квалификации лежит модульно - компетентностный подход к профессиональному образованию. При компетентностном подходе внимание акцентируется на результатах образования, в качестве которых рассматриваются не сумма усвоенных знаний, а способности человека успешно действовать в различных ситуациях. Особенностью программы повышения квалификации является применение субъект - субъектного, личностно - ориентированного и деятельностного подходов в сфере образования. 8
Стажерская практика – элемент персонифицированного повышения квалификации В рамках субъект - субъектного образования программа создает условия для того, чтобы обучающийся стремился максимально самостоятельно освоить новое содержание ; с точки зрения личностно - ориентированного подхода программа формирует отношение человека к собственному развитию как к ценности ; деятельностный подход выражается в том, что в ходе изучения программы у обучающегося формируются рефлексивные умения, способность формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а также выяснять и анализировать представления других людей о своей деятельности и о себе. 9
Стажерская практика – элемент персонифицированного повышения квалификации 10 В ходе изучения программы обучающиеся учатся: ставить реальные цели как основу для оценки результативности своих действий; адаптировать, дополнять, изменять план, программу, формы и методы работы с учетом конкретных условий, с целью достижения оптимальных результатов; прогнозировать последствия своих действий, самокритично относиться к выполненной работе; обобщать опыт своей практической деятельности и применять в своей практике опыт других людей.
Стажерская практика – элемент персонифицированного повышения квалификации Стажерские и базовые площадки АКИПКРО – институты развития, аккумулирующие новое содержание образования, новые технологии, методики, инструментарий оценки универсальных учебных действий школьников. Введение стажеров в пространство инновационной = становящейся образовательной практики. Проектирование видов активностей стажеров, обеспечивающих освоение инновационной практики. Рефлексия - ведущая деятельность тьюторов базовых и стажерских площадок. Проектирование – ведущая деятельность стажеров. 11
Стажерская практика – элемент персонифицированного повышения квалификации Ответственность стажерских и базовых площадок АКИПКРО : Мотивирующая презентация тематики и содержания стажерских практик Структура и содержание программы стажерской практики в соответствии с общей идеологией модели персонифицированного повышения квалификации АКИПКРО Организация стажерской практики на системно - деятельностной основе. … 12
Спасибо за внимание !!!