Конструкт урока
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урокаПреимущественно фронтальная Преимущественно групповая или индивидуальная Нестандартное ведение уроков – Урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательн ая среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Предметные результатыНе только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Характеристика изменений в деятельности обучающегося в соответствии с ФГОС Предмет измен ений Деятельность ученика до введения ФГОС Деятельность ученика после введения ФГОС Вид деятел ьност и Пассивное слушаниеАктивные действия Выполнение заданий по указанию учителя Самостоятельный поиск решения поставленной задачи Работа с источниками информации по рекомендации учителя Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов Переспрашивание заданного вопросаУточнение вопроса Фронтальная работаГрупповая работа Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь Расширен ассортимент учебных материалов Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня ЗУН Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника Учителем организована деятельность детей: по поиску, обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.
Взаимодействие ученика и учителя Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя Результаты обучения Дети справляются в основном со стандартными заданиями Дети могут самостоятельно приобретать знания, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях Оценка деятельности обучающихся Осуществляется учителем Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания,есть опыт самоконтроля и самооценки
Примерная логическая схема урока ЭтапЦель этапа МотивационныйСформировать у учащихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения данного и других учебных предметов ОриентировочныйФормулирование цели урока, составление плана по достижению цели ИсполнительскийРеализация плана действий, составленного на предыдущем этапе КонтрольныйПроверить правильность решения поставленной учебной задачи, оценить степень достижения цели РефлексивныйПроанализировать пути решения учебной задачи, оценить их оптимальность
Примерная схема конструкта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Результаты урока: Цель урока: Этап урокаФормы работыДеятельность обучающихся УУД I. Мотивационный Цель этапа II. Ориентировочный Цель этапа III. Исполнительский Цель этапа IV. Контрольный Цель этапа V. Рефлексивный Цель этапа