Примерная программа по предмету «История» Романовский В.К., зав.кафедрой истории и обществоведческих дисциплин Министерство образования Нижегородской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ. (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) Подготовила учитель истории МБОУ.
Advertisements

Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Новый образовательный стандарт и новые образовательные результаты.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Фоменко Людмила Александровна учитель истории и обществознания МОУ СОШ 49 Копейский городской округ 2014 г.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Транксрипт:

Примерная программа по предмету «История» Романовский В.К., зав.кафедрой истории и обществоведческих дисциплин Министерство образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГОУ ДПО НИРО)

Статус примерной учебной программы Примерная учебная программа по предмету: -определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса; -- является ориентиром для составления (авторских) и рабочих программ для всех ОУ; -не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам. -авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения.

Структура примерной программы по истории Примерная программа по истории на ступени основного общего образования содержит следующие разделы: пояснительную записку (в ней определяются цели обучения по данному предмету, раскрываются особенности содержания курса, описываются структура курса по истории и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном образовательном плане; содержание курса по истории, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по разделам с указанием примерного числа часов на их изучение; примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 59 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.

Общая характеристика примерной программы по истории Примерная программа по истории на ступени основного общего образования: составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»); задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе; В ней сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. отражает важное место и роль исторического знания в образовании молодого поколения.

Общая характеристика примерной программы по истории В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом развития общества и его граждан; В условиях динамизма социальных процессов в стране и мире…, возрастают требования к общему образованию молодого поколения и историческому образованию в частности; выпускники школ должны ориентироваться в потоке социальной информации; -видеть и решать проблемы; -применять в жизни полученные знания и умения; -продуктивно взаимодействовать с другими людьми во всех сферах (профессиональной, полиэтнической, поликультурной и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 59 классов помогает им ответить на сущностные мировоззренческие вопросы: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? раскрывает связь прошлого с современностью; способствует формированию в сознании подростков базовых национальных ценностей, которые связывают их с прошлым, настоящим и будущим; показывает общее и особенное в историческом пути России; дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде; формирует такие компетентности как Личностные, Социальные, Познавательное (интеллектуальные), Коммуникативные; способствуют становлению Личности, Гражданина, Патриота

Цели и задачи изучения истории в основной школе в редакции примерной программы Главная цель образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;

Цели и задачи изучения истории в основной школе в редакции примерной программы Задачи изучения истории в основной школе: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах и сферах развития человечества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; развитие способности учащихся анализировать информацию в источниках о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Результаты изучения истории это результаты: - Личностные; -Метапредметные; -Предметные; ! Предметные результаты на последнем месте, личностные – на первом. Результаты изучения истории в основной школе Прежде и теперьТребования по ФГОС овладение знаниями, умениями и навыками развитие у учащихся широкого круга компетентностей социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно- технологической, коммуникативной

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Важнейшие личностные результаты изучения истории в основной школе отражаются в убеждениях и качествах: осознание своей идентичности как (1)гражданина страны, (2)члена семьи, (3)этнической и религиозной группы, (4)локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: Способность организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Предметные результаты изучения истории учащимися 59 классов включают: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Требования к результатам обучения актуальные задачи учителя Личностные, Метапредметные, Предметные Результаты должны: 1.найти отражение в рабочей программе и стать основой (целевыми установками) для профессиональной деятельности; 2.определить структуру подготовки учащихся 59 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Результаты изучения истории в основной школе Учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1.Знание хронологии, работа с хронологией: - указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: - характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; -группировать (классифицировать) факты по различным признакам; 3. Работа с историческими источниками: - читать историческую карту с опорой на легенду; - проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

Результаты изучения истории в основной школе 4. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Результаты изучения истории в основной школе 6. Работа с версиями, оценками: - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: - применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; - использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; - способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Вопрос: Согласны ли Вы с утверждением, что результаты изучения истории в основной школе требуют от учителя деятельностного подхода в обучении?

Характеристика содержания основного общего образования по истории

Отбор учебного материала для примерной программы по истории для основной школы осуществляется: с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 59 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Структура курса и последовательность предъявления материала Примерная программа учебного предмета «История» в основной школе предусматривает : -изучение в 59 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. -Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

Содержательные линии школьных курсов истории: 1. Историческое время хронология и периодизация событий и процессов. 2. Историческое пространство историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

Содержательные линии школьных курсов истории: 3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Содержательные линии школьных курсов истории: Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории в основной школе -Определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов; - овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, -готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Содержание учебного предмета «История» в основной школе -отражено в единой примерной программе по истории для 5-9 классов; -но изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов и историю родного края; дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, внимание уделяется целостной характеристике основных исторических эпох (прослеживание значительных общественных процессов, поворотных, драматических событий и их участников); Важная мировоззренческая задача курса: -раскрытие как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

Составная часть истории России – региональная история В рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории: - количество таких часов в конкретных темах является вариативным; - определяется для регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории; Речь идет о многоуровневом рассмотрении истории России: - истории государства и населяющих его народов, - истории региона, - истории города, -истории села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач: -развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, -осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре (этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитие исторической памяти, воспитание патриотизма, гражданственности.

Курс «Всеобщая история» В курсе: -рассматриваются характерные черты основных исторических эпох (цивилизаций, государств и др.); -прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс: -играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, -создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Особенности примерной программы по истори и 1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала: - внимание ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. - при соотношении отечественной и всеобщей истории большее время отводится на изучение истории России (с учетом того, что именно по этому курсу проводятся выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. ; - в курсе отечественной истории расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение(пробуждает интерес к прошлому страны и ее народов).

Особенности примерной программы по истори и 2. В примерной программе: -не предписывается следовать какой-либо единственной доктрине; - рекомендуется использовать потенциал основных методологических подходов (антропологического, цивилизационного, культурологического) -не используются мало принятые в науке или идеологически окрашенные оценки, эпитеты; -минимален и перечень упоминаемых исторических личностей; -ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей. (Сквозная линия - «человек в истории»)

Особенности примерной программы по истори и 3. Отбор содержания курсов «История России» и «Всеобщая история» осуществляется с учетом исторических и дидактических требований: ключевые факты и понятия отечественной и всеобщей истории; элементы методологических и оценочных знаний; учет возрастных возможностей и социального опыта учащихся; важное место отводится материалу, служащему выработке у подростков эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.

Особенности примерной программы по истори и 4. Содержание разделов и тем излагается в базовой программе относительно кратко, в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т. д. в авторские программы и учебники.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. «История» изучается в основной школе в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 часа: -в 58 классах по 2 часа в неделю; - в 9 классе – 3 часа в неделю.

Изучение курсов «История России» и «Всеобщая история», Курсы изложены в примерной программе раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель: -может сам определить оптимальную (с учетом конкретной ситуации) последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. -В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

Примерное тематическое планирование предмета «История» Составлено с учетом БУП, отводящего на изучение истории с 5 по 9 классы 11 часов в неделю (в 58 классах по 2 ч.в неделю и в 9 классе по 3 ч.в неделю). В планировании определены: содержание и последовательность изучения исторического материала; основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории), т.е. реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению.

Примерное тематическое планирование предмета «История» основной единицей планирования выступает учебная тема (группа уроков), что помогает системно представить главные вопросы содержания курсов; требования к деятельности школьников изложены в виде перечня необходимых действий с историческим материалом; элементы подготовки школьников, предполагающие знание дат, фактов, имен и т. д., не отражены в специальной графе планирования, но подразумеваются как основа любой деятельности по изучению истории.

Примерное тематическое планирование предмета «История» Примерное тематическое планирование носит рекомендательный характер. Учитель определяет: -выбор форм занятий; -распределение учебных часов в рамках темы, блока уроков; -конкретные задания с учетом возможностей школьников, а также наличия учебных пособий и дополнительных источников исторической информации.

Примерный перечень объектов для проведения экскурсий по истории Исторические и культурные центры городов и поселений (архитектурные комплексы кремлей, замков и дворцов, го- родских кварталов и т. д.). Места исторических событий, памятники истории и культуры. Воинские мемориалы, памятники боевой славы. Краеведческие, этнографические, историко-литературные, художественные и другие музеи (в том числе музеи под от- крытым небом). Места археологических раскопок.

Рекомендации по оснащению учебного процесса В комплект учебных материалов по истории входят (виде традиционных изданий или на электронных носителях): учебники (в книжной и электронной форме); хрестоматии, сборники документов; исторические атласы; настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы; рабочие тетради, контурные карты; сборники заданий, электронные обучающие программы; справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме); книги для чтения.

Рекомендации по оснащению учебного процесса Комплект методических материалов и пособий для учителя включает: программно-нормативные документы; тематическое планирование; предметные и курсовые методические пособия; методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.

Содержание примерной программы по истории: структура Структура программы: блоки, разделы, озаглавленные темы Блок 1. История России Блок 2. Всеобщая история

Содержание примерной программы по курсу «История России» РазделыХронологические рамкиКол-во часов (всего не менее 194 ч.) Раздел 1. Древняя и средневековая Русь С древнейших времен до начала 17 в. Не менее 40 ч. Раздел 11. Россия в Новое время 17- конец 19 вв.Не менее 86 ч. Раздел 111. Россия в новейшее время 20-начало 21 вв.Не менее 68 ч.

Содержание примерной программы по курсу «Всеобщая история». Блок 2. РазделыХронологические рамкиКол-во часов (всего не менее 180 ч. Раздел 1. История Древнего мира От первобытности до 1V в. н.э. не менее 68 ч. Раздел 11.История Средних веков 1V-ХVвв.не менее 28 ч. Раздел 111. Новая история Раздел 1V. Новейшая история Конец ХV-конец Х1Х вв. ХХ- начало ХХ1 вв. не менее 50 ч. не менее 34 ч.

Примерное тематическое планирование учебного курса «История России» Основное содержание по темамХарактеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Раздел1. Древняя и средневековая Русь (39 ч.) Древняя Русь в У111- первой половине Х11 вв. Восточные славяне. Расселение, занятия, верования, общественное устройство…………………………………… ……………………………………………………… ….. Характеризовать на основе исторической карты территории расселения в.славян, природные условия…, Описывать жизнь и быт…, Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на истор. карте территориию Древней Руси, торговые пути, города…, Систематизировать материал о деятельности первых русских князей…, Приводить примеры взаимоотношения Руси с соседями. Давать оценку значения принятия христианства. Составлять характеристики Я.Мудрого…,

ФГОС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УЧИТЕЛЬ (его место и роль)

ФГОС – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - УЧИТЕЛЬ ФГОС, БУП Фундаментальное ядро содержания общего образования Примерная основная образовательная программа основного общего образования Программы развития УУД Примерные программы по учебным предметам Программы издательств, авторские Образовательная программа ОУ по ступеням обучения: учебн+внеуч.деят Рабочие программы по предметам Организация процесса обучения по предметам: дидактические материалы, разработки уроков Программы внеурочной деятельности Организация внеклассной деятельности Программы воспитания и социализации, внеурочной деятельности и др.

Этапы разработки содержания общего образования Допредметный ; Предметный; Внутрипредметный; Внутрикурсовой; Поурочный.

Этапы и формы разработки содержания общего образования(по Стреловой О.Ю.) 1 Этап ЦельФормы разработки и предъявления Особенности предъявления содержания Допред- метный Формирование общ/теоретическ. представлений о составе и структуре содержания образования Фундаментальное ядро содержания общего образования 1.Краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования, 2.Отказ от деталей, 3. Лаконичная форма описания областей знаний, а не конкретных предметов

Этапы и формы разработки содержания общего образования 2 Этап Цель Формы разработки и предъявления Особенности предъявления содержания Предм етный Определение состава учебн. предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения Примерная программа по истории (5-9 кл) Примерная программа по истории (10-11 кл.) 1.Определяют инвариантную часть учебного предмета /курса 2. не задают последовательности изучения материала и распределения по классам, 3.положения носят ориентировочный и некатегоричный характер

Этапы и формы разработки содержания общего образования 3 Этап ЦельФормы разработки и предъявления Особенности предъявления содержания Внутри предм етный Создание программн ых и учебных материалов Рабочая программа по всемирной истории; Рабочая программа по Истории России 1. представляют содержание курса/раздела истории в соответствии с авторской концепцией; 2. могут содержать инвариантную и вариативную части общего исторического образования; 3. задают логику и последовательность изучения курса; Ориентированы на конкретный УМК

Этапы и формы разработки содержания общего образования 4 Этап ЦельФормы разработки и предъявления Особенности предъявления содержания Внутри курсов ой Организация процесса обучения Дидактические материалы, методические рекомендации сценарий уроков по отдельным курсам и темам истории России и мира 1.Учитывают особенности конкретной учебной ситуации (уровень познават. возможностей учеников, профессиональный опыт педагога и др.,); 2.Оринтированы на конкретный УМК и / или комплекс дополнительных источников

Этапы и формы разработки содержания общего образования 4 Этап ЦельФормы разработки и предъявления Особенности предъявления содержания Поуро чный Присвоение учениками нового содержания и овладение опытом познавательной деятельности Устные и письменные работы учащихся, выполненные на разных уровнях познават. деятельности В комплексе отражают предметные, метапредметные и личностные результаты овладения основной программой каждого учен ка