«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» … формирование ключевых компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе образовательных технологий и саморазвития во всех видах жизнедеятельности…
Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Цель Обучение целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации Метод проектов – эффективное средство получения современного образования «Проект» - буквально « брошенный вперед», перспективный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе.
Виды ключевых компетенций ( обобщение ): Коммуникативные Информационные технологии Исследовательские Проектные Понимание текстов, написание текстов, работа с информацией выступления Использование компьютера для поиска информации, для реализации проекта, разработки решения проблемы Проектное мышлении, разработка проектов и участие в из реализации
Информационные технологии Умение учиться ( рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т. д.) Личностная ( рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего Я »). Развитие компетенций, связанных с возрастанием информатизации общества, входят в перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности зафиксированных в Государственном образовательном стандарте среднего ( полного) образования ( 2004 год)
Проектные Работа в группе Взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели Умение учиться Рефлексия, самооценка, самостоятельная работа, по теме, поиск информации из разных источников Организационные - Умение работать с людьми Личностная Рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего « Я » Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
Виды проектов : Индивидуальные проекты: 1.План работы выстроен с максимальной точностью. 2.Формируется чувство ответственности. 3.Приобретается опыт на всех этапах выполнения проекта. 4.Формирование общеучебных умений и навыков. Групповые проекты: 1.В проектной группе формируются навыки сотрудничества. 2.Ролевое взаимодействие: лидер – генератор идей, лидер – исследователь, лидер – оформитель продукта, лидер режиссер презентации. 3.В рамках проектной группы элемент соревнования повышает мотивацию и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Место проекта и исследования в школьном образовании сегодня Проекты и исследования не заменяет, а дополняет классно - урочную систему.
Мозговой штурм Что будем делать ? С чего начнем ? Какую тему выберем ? Как будем действовать ? Кого привлечем в качестве консультантов и помощников ? В какой форме представим материал ?
Этапы работы над проектом Определение темы проекта. Составление плана работы над проектом Поиск аналогов ( вариантов решения проектной проблемы ) Создание продукта Описание работы над проектом Презентация проекта 1.Определение темы исследования. 2.Изучение теоретического материала 3.Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования
ПОДГОТОВКА К ПРОЕКТУ ВВОДНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ: 1.Что такое проект и как работать над проектом 2. Оформление проекта
ВОПРОСЫ НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПРОЕКТ: 1.Основополагающий вопрос 2.Проблемные вопросы 3.Учебные вопросы
Основополагающий вопрос Можно ли создать «идеальный город» ? Проблемные вопросы В каком городе ты хотел бы жить? Какие вопросы решают современные архитекторы при проектировании городов? В чем состоит главная задача архитектора? Учебные вопросы Как развивалась архитектура на протяжении веков? Каковы основные составляющие архитектурного сооружения? Как влияет открытие новых материалов на развитие архитектуры? Каковы источники, вдохновляющие архитекторов к созданию новых форм в архитектуре?
Почему на протяжении многих веков архитекторы пытаются придумать и создать «Идеальный город» ?
Проблемные вопросы 1.В каком городе ты хотел бы жить? 2.Какие вопросы решают современные архитекторы при проектировании городов? 3.В чем состоит главная задача архитектора?
Учебные вопросы 1.Как развивалась архитектура на протяжении веков?
Учебные вопросы 2.Каковы основные составляющие архитектурного сооружения? «Необходимы три составляющие единого архитектурного целого : функция, конструкция, формa.
Учебные вопросы 3.Как влияет открытие новых материалов на развитие архитектуры?
Учебные вопросы 4.Каковы источники, вдохновляющие архитекторов к созданию новых форм в архитектуре?
Этапы работы над проектом Составление плана работы над проектом План реализации проекта Проблемные вопросы Вспомогательные вопросы Постановка основного вопроса Работа над презентацией Работа с материалами ( обработка текста, рисунков Поиск информации Составление индивидуального плана работы Консультации с педагогом Анализ работы и подведение итогов Защита работы
Взаимодействие участников проекта ПРОЕКТ УЧИТЕЛЬ 1 ученик 2 ученик и т. д. УчительУченик
Первый этап работы Сбор материала : Определяем формы работы Источники информации Проводим отбор материала с учетом медиакультуры Обработка материала : отбор материала для проекта Согласование с консультантом проекта Ученик Сбор материала
Этапы проведения Сроки 1. Выбор темы исследований учащихся. 1 час 2. Формирование групп для проведения исследования 1 час 3. Обсуждение с учащимися возможных источников информации. 1 час 4. Самостоятельная работа по выполнению заданий 10 час 5. Подготовка учащимися презентации и отчета о проделанной работе. 4 часа 6. Защита полученных результатов и выводов 1 час
В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов и возможностей Ю.М.Лотман
Защита проекта