Формирование ключевых компетенций как один из способов социализации личности. Семинар-практикум г. ( с элементами технологии развития критического мышления) МКОУ «Рыбниковская СОШ»
Критическое мышление Технологические этапы 1 стадия2 стадия3 стадия ВызовОсмыслениеРефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, осмысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
1.Актуализация новых знаний. У нас рынок, информационный бум и экономический кризис. С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги, побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не только дать ребенку багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором (президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования научиться познавать; научиться жить вместе; научиться делать; научиться жить; научиться жить; Из доклада международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище»
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию. Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.
ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ» - Мы говорим компетенция, компетентность... А что же это такое? Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения. - …
2. Получение новых знаний. Осмысление.
Инсерт При чтении (слушании лекции) учащиеся заполняют таблицу: «V»«V»«+»«-»«?» Уже знал новоеДумал иначе Есть вопрос ы, не понял
9 Таблицы: «Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)» З Что мы знаем? У Что мы узнали? Х Что мы хотим узнать?
В Глоссарии терминов рынка труда Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как: В Глоссарии терминов рынка труда Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как: 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции.
Компетентный (лат.competentis)- соответствующий, способный)- 1)обладающий компетенцией; 2)знающий, сведущий в определенной области. Компетенция ( лат. Competentia- принадлежность по праву)- 1)круг полномочий какого- либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом Из словаря иностранных слов
Компетентность- обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный) обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный)Компетенция- характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов)
Компетенции КлючевыеОбщепредметныеПредметные
Имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках предмета ( при изучении языка: лингвистическая к., речевая к., коммуникативная к., социокультурная к.)
Общепредметные Относятся к определенному кругу предметов и образовательных областей: Умения обобщать, делать выводы, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и т.д
Ключевые компетенции это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки. Оксфордско-Кембриджская Оксфордско-Кембриджская образовательная программа «Ключевые компетенции 2000»
Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»: - политические и социальные компетенции; -компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; -компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; -компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; - способность учиться на протяжении жизни;
Классификация по А.В.Хуторскому Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально- трудовые компетенции Компетенция личностного самосовершенствования
Технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихся Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо. Колин Тернер
Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления. «Людям необходимо думать о том, что они делают и зачем, во что они верят и почему. Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов.
уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
3. Рефлексия. Метод «Шесть щляп» Шесть шляп – это шесть способов мышления. Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные. Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов. Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против. Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования сомнений. Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
24 Образовательный процесс Участники Методы Предметные области Содержание Пример:
25
26 Пишем синквейн Правила написания синквейна: 1.Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2.Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
РАДУГАРАДУГА
мирофиенваро
тецияпенком
артндаст
азовобрияан