Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования). Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти). Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования). Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи). Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования). Определить последовательность проведения исследования. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания). Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы). Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования). Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). «Схема проведения исследования»
Методика проведения учебных исследований 1 этап – «Тренировочные занятия. 2 этап – «Самостоятельные учебные исследования младших школьников»
Тренировочные занятия «Подумать самостоятельно» «Спросить у другого человека» «Посмотреть в книгах» «Посмотреть по телевизору»
«Понаблюдать» «Провести эксперимент» «Получить информацию у компьютера» «Связаться со специалистом»
Самостоятельные учебные исследования «Памятка проведения исследовательской работы» Как выбрать тему исследования Начало любого исследования – это тема работы. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
«Какими могут быть темы исследования?» Фантастические Эмпирические Теоретические «Цель и задачи исследования» «Гипотеза исследования»
«Организация исследования» Подумать самостоятельно; Посмотреть книги о том, что исследуешь; Спросить у других людей; Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования; Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; Понаблюдать; Провести эксперимент.
« Систематизация информации» «Подготовка к защите исследовательской работы» 1.Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. 2.Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 3.Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. 4.Предложить примеры, сравнения и сопоставления. 5.Сделать выводы и умозаключения. 6.Указать возможные пути дальнейшего изучения. 7.Подготовить текст сообщения. 8.Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. 9.Приготовиться к ответам на вопросы.
Результаты проектной деятельности альбом, газета, гербарий, журнал, книжка- раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.
«Памятка юному исследователю» Моё исследование. 1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование? «О жизни..». 2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы? Что я узнал из литературы? 3. Цель. Что я хочу исследовать? «Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение …». 4. (Задачи). Для чего я хочу провести исследование? «Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…» «Задачи: изучить литературу о жизни выявить, чем питаются установить места проживания ; выяснить.. рассмотреть определить 5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта: при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения). 6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование? Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт. «Наблюдение начали …» 7. (Описание работы). Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением. Работа сопровождается фотографиями, рисунками, вещественными доказательствами. 8. (Выводы). Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…(Ответы на поставленные задачи). «Прочитав книги, мы многое узнали о жизни … На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: Наши результаты исследования и сведения из литературы о жизни совпадают. Наше предположение подтверждается. 9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить? 10. Кого я хочу поблагодарить? 11. Использованная литература. 12. Приложения
Используемая литература А. И. Савенков. Рабочая тетрадь «Я – исследователь». А. И. Савенков. Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников». А.И. Савенков. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы С Савенков А. И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников. « Шалагина Елена Александровна, «Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов», г. Новоалтайск. Нечаева Надежда Анатольевна. Образовательная программа дополнительного образования детей «Мы – исследователи».