Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Проектирование формирования УУД на начальной ступени образования (на примере УУД классификация)
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным стандартом 2008г (в дальнейшем ФГОС) которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся являются : 1.соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; 2.соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования содержит: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.
Группы УУД Знаково- Символически е познаватель ные регулятивные Личностные коммуникати вные
Познавательные УУД логические общеучебные Выделение позн. цели Структурирование знаний Поиск информации Выбор способов решения задач Контроль и оценка процесса Смысловое чтение Речевое развитиеРешение проблем действие со знаково- символическими средствами сравнениеклассификация Опознание объектов обобщение анализдоказательство синтез Подведение под понятие сериация Вывод следствий Установление аналогий
коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов. Разрешение конфликтов. Управление поведением партнера. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Программа формирования универсальных учебных действий в период обучения в начальной школе разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Цель разработки программы: определить когда и каким образом учитель будет обучать ребенка определенному учебному действию.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью: Развитие личности учащегося.