Обобщение опыта учителя начальных классов МОУ «Усадовская СОШ» Шестовой И. В.
Тема: Система работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Цель: Повысить качество обучения учащихся 1-4 класса по предметам математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир. Повысить качество обучения учащихся 1-4 класса по предметам математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
I. Причины пробелов в знаниях учащихся. Объективные причины: Объективные причины: 1. пропуск занятий; 1. пропуск занятий; 2. высокий уровень сложности темы 2. высокий уровень сложности темы Субъективные причины: 1. особенности психо – физиологического развития ребенка: Субъективные причины: 1. особенности психо – физиологического развития ребенка: кратковременная память; кратковременная память; рассеянное внимание; слабо развитое логическое мышление; низкий уровень общего развития; рассеянное внимание; слабо развитое логическое мышление; низкий уровень общего развития;
II Методы выявления пробелов в знаниях учащихся. Устный опрос, беседа. Устный опрос, беседа. Систематический анализ самостоятельных и контрольных работ. Систематический анализ самостоятельных и контрольных работ. Проведение тестов. Проведение тестов. Работа с карточками по определенным темам изученного. Работа с карточками по определенным темам изученного. Подробный анализ уроков – тренингов. Подробный анализ уроков – тренингов. Систематический анализ мини – тренингов и блиц – опросов с учетом времени выполнения. Систематический анализ мини – тренингов и блиц – опросов с учетом времени выполнения. Анализ творческих работ. Анализ творческих работ.
III Особенности выполнения анализа в данной системе. Первичный анализ в виде таблиц по каждой работе с выделением общего качества выполнения работы и индивидуальных ошибок каждого учащегося класса. Первичный анализ в виде таблиц по каждой работе с выделением общего качества выполнения работы и индивидуальных ошибок каждого учащегося класса.
Анализ проверочной работы 9 по русскому языку по теме: «Местоимение как часть речи».
Ошибки Список 1. теоретические знания о местоимении. 2. Умение выделять местоимение из группы слов. 3. Умение разбирать местоимение как часть речи. 4. Умение изменять личное местоимение, правильно писать их с предлогами… 1) Абрамов А ) Алифиренко А ) Ванюкова М ) Каткова Е ) Катков К ) Круглова А ) Лёвина Н ) Сергеев А ) Сидоров Д ) Трофимов А Итог9 ч.6 ч. 10 ч.
Итоги проверочной работы 9 по русскому языку по теме: «Местоимение как часть речи».
ОценкиКол-во человек Качество обученности Кол-во человек Качество обученности Кол-во человек Качество обученности «5»1 70 % 2 80 % - 50% «4»665 «3»324 «2» , 3 4
Составление карты индивидуального контроля, Составление карты индивидуального контроля, отражающей положительную или отрицательную динамику в обучении каждого учащегося по 4-м основным предметам. В карте отмечены только задания, которые ученик выполнял самостоятельно. Есть система условных знаков. Составление карты индивидуального контроля, отражающей положительную или отрицательную динамику в обучении каждого учащегося по 4-м основным предметам. В карте отмечены только задания, которые ученик выполнял самостоятельно. Есть система условных знаков. - словарный диктант - словарный диктант - самостоятельная работа - самостоятельная работа - контрольная работа - контрольная работа Карта ведется с 1 класса по 4 класс. Карта ведется с 1 класса по 4 класс.
Составление мини –карт на каждого учащегося, отражающих технику чтения. Составление общего сводного графика контроля качества выполняемых работ учащимися класса.
IV Работа по ликвидации выявленных пробелов и недостатков. Наглядное отображение полученных результатов на демонстрационных экранах. Наглядное отображение полученных результатов на демонстрационных экранах. Общие и индивидуальные консультации с родителями по теме: «Как помочь ребенку хорошо учиться». Общие и индивидуальные консультации с родителями по теме: «Как помочь ребенку хорошо учиться». Включение в уроки фронтального разбора особо трудных заданий. Включение в уроки фронтального разбора особо трудных заданий. Организация выполнения работы над ошибками устно и письменное с использованием справочного материала. Организация выполнения работы над ошибками устно и письменное с использованием справочного материала. Подготовка дифференцированных индивидуальных заданий для некоторых учащихся: карточки, доклады, сообщения и другие задания. Подготовка дифференцированных индивидуальных заданий для некоторых учащихся: карточки, доклады, сообщения и другие задания. Разработка и проведение нестандартных уроков закрепления и обобщения изученного с обязательным присутствием родителей. Разработка и проведение нестандартных уроков закрепления и обобщения изученного с обязательным присутствием родителей. Использование дидактических игр по определенным темам. Использование дидактических игр по определенным темам. Использование средств ТСО: просмотр фильмов, мультфильмов, предметных презентаций и т.д. Использование средств ТСО: просмотр фильмов, мультфильмов, предметных презентаций и т.д. Проведение индивидуальных дополнительных занятий со слабыми учащимися. При необходимости составление индивидуального плана работы с ребенком и выполнение его. Проведение индивидуальных дополнительных занятий со слабыми учащимися. При необходимости составление индивидуального плана работы с ребенком и выполнение его.
V Результаты работы в данном направлении 2009 – 2010 учебный год. 3 класс 3 класс 1 четверть 2 четверть 1 четверть 2 четверть Успеваемость - 100% 100% Успеваемость - 100% 100% Качество - 70% 70% Качество - 70% 70% обученности обученности
VI Для каждого предмета существует своя специфика работы. В данной презентации отражены лишь общие положения и изображена модель работы учителя начальных классов. Конечно, подобная работа занимает массу времени, но есть возможность творческого подхода, доказана эффективность работы учителя по данной системе, а при наличии возможностей систему можно компьютеризировать.