Центр Образования1477 Заседание Совета экспериментальной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагога, направленных на предметное, метапредметное и личностные образования. 14 декабря 2011
Организация деятельности педагога, направленная на развитие профессиональной компетентности 1 этап - выявление уровня профессиональной компетентности учителя (диагностирования, тестирование; определение путей совершенствования профессиональной компетентности); 2 этап - 2 этап - Механизмы развития профессиональной компетентности педагога (план самообразования; создание творческих групп; повышение квалификации; активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях; участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций; разработка системы стимулирования деятельности учителя); 3 этап – анализ деятельности учителя (обобщение опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, самоанализ деятельности)
Н.Ф. Ефремова, придерживаясь синергетического подхода, определяет данное понятие так: «Компетенции - это обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, … способность действовать и выживать в данных условиях». К этому перечню А.В. Хуторской, основываясь на позициях личностно-ориентированного обучения, добавляет совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности.
Компетенции действия, которые обеспечивают наилучшие результаты в работе. Из Стандарта: «Компетенция это готовность использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач».
«Ключевые компетенции для Европы» (версия Совета Европы, 1996 год, Берн) для любого человека-европейца (ученика или учителя): Изучать Искать Думать Сотрудничать Адаптироваться
уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением. Изучать
запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их. Искать
организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы. Думать
уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты; приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; Сотрудничать
Адаптироваться уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед лицом трудностей; уметь находить новые решения.
Формула компетенции К= Результат Усилия+Время Проще всего здесь измеряется время, труднее всего усилия.
Для того чтобы «поднять» компетенцию с уровня, требующего развития, до достаточного уровня, требуется не менее 1,5-2 лет целенаправленных усилий с использованием как регулярных тренингов (тренировок, тренажеров и пр.), так и непосредственного развития учителя в ходе практической деятельности.
Основная цель диагностики компетенций не в поощрении или наказании, а в стимулировании личностного роста. Поэтому результатом диагностики должен стать индивидуальный план развития учителя.
оценить уровень квалификации каждого сотрудника на своём рабочем месте по основным компетенциям; оценить адекватность уровня загрузки каждого сотрудника, в соответствии с задачами, стоящими перед системой образования в целом и данным ОУ; выявить сильные и слабые стороны кадровой системы и структуры управления ОУ; определить кадровый резерв ОУ; разработать программу развития для каждого педагога. Цели диагностики учительских компетенций
Сами по себе профессиональные знания по психологии, педагогике не гарантируют успех педагогу в деятельности. Важны особые личностные качества, которые проявляют в своем поведении лучшие педагоги. Сложность диагностики компетенций состоит в том, что они проявляются в процессе деятельности (поведении). Компетенция должна проявляться в действии. Тесты, анкеты вспомогательные инструменты. Компетенцию надо проявить.
Поведение отражает знания, навыки человека. Но не только. В поведении проявляются особые личностные качества человека, важные для профессиональной деятельности. Во-первых, процесс деятельности (поведение) как индикатор профессионализма очень важен для педагогов. Во-вторых, в основе поведения педагогов, добившихся несомненных успехов, лежат такие качества, как эмпатия, самоконтроль, неподдельный интерес к другим людям, желание помогать другим. В системе педагогической аттестации не проверяются действия учителя и его личностные характеристики.
«360 градусов» метод круговой оценки, когда все в коллективе оценивают друг друга -экспертная оценка видеоуроков групповая дискуссия; публичные презентации; личный дневник самоанализа; индивидуальные деловые упражнения система «зачетов» Методы диагностики
Один из самых эффективных способов оценки компетентностей – решение ситуационных задач (кейсов). Ситуации моделируются с учетом специфики работы учителя. Существует два основных методических подхода: «кейс-расскажи» и «кейс-сделай». При проведении «кейс-расскажи» оцениваемому описывают некую ситуацию и предлагают оценить ее или предположить, как он поведет себя в ней. «Кейс-сделай» это моделирование действий, что-то вроде деловой или ролевой игры. Оцениваемому предлагается действовать в заданных условиях в режиме реального времени.