по теме «Проблемное обучение в преподавании химии»
Обучение по способам организации учебного процесса Обучение Традиционное Информационное Сообщающее Включающее активные формы и методы познания Проблемное Проектное РазвивающееДругие
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие творческих способностей.
Этапы проблемного обучения Осознание проблемной ситуации Формулировка проблемы на основе анализа ситуации Решение проблемы Проверка решения
Проблемное обучение направлено на : Развитие познавательных и творческих способностей учащихся Овладение способами самостоятельной деятельности
Уровни проблемного обучения в зависимости от деятельности педагога и учащихся Уровень Количество звеньев, сохраняемых за учителем Количество звеньев, передаваемых ученику Что делает учитель Что делает ученик 030 Ставит проблему, формулирует её, решает проблему Запоминает решение проблемы 121 Ставит проблему, формулирует её Решает проблему 212Ставит проблему Формулирует проблему, решает проблему 301 Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство Осознает проблему, формулирует её, решает проблему
Для реализации проблемной технологии необходимы: Отбор самых актуальных, сущностных задач Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы Построение оптимальной системы проблемного обучения Создание методических пособий Подбор средств обучения Личностный подход учителя, способный вызвать и направлять познавательную деятельность ученика
Назначение проблемного урока Приобретение ЗУН. Активизация и развитие мыслительных действий (анализ, синтез, аналогии, сравнение, обобщение и т. д.) Развитие креативности (творческого начала), Выход на проектную, исследовательскую деятельность
Проблемный урок обязательно базируется на проблемной ситуации, в основе которой может лежать: Несоответствие жизненного опыта реальной (новой) ситуации, научным сведениям; Несоответствие имеющихся знаний и новых фактов; Столкновение нескольких точек зрения, проблема выбора; Прогноз (развитие) событий, явлений, предполагаемый результат; Недостаток (недоступность информации.)
Классификация проблемных ситуаций
Методы решения проблемной ситуации исследовательский: индуктивное (от частного к общему ) и дедуктивное (от общего к частному) исследование. проектирование.
Средства решения проблемной ситуации (проблемы) Эксперимент Работа с информацией (текстовой, визуальной и д.р.) Наблюдение Моделирование
Формы работы учащихся Беседа ( эвристическая, дискуссия, диспут и т.д.) Лекция Экскурсия Лабораторный опыт Теоретическая работа в группе
Этапы урока 1. Мотивация. Создание проблемной ситуации. 2. Выдвижение гипотез и их запись на доске. 3. Исследование (творческое, практическое). 4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы. 5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез). 6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы. 7. Рефлексия. 8. Домашнее задание.
«Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти.» Эвви Неф, американский журналист
Адрес электронной почты Дьяковой Любови Ивановны: