Общественное управление в школе: проблемы и перспективы Надежда Муха, МОУ СОШ «Эврика-развитие», Томск
Вопросы 1.Что мешает широкому развитию практики общественного участия в управлении образованием? 1.Что мешает широкому развитию практики общественного участия в управлении образованием? 3. Каковы условия институциализации участия общественности в управлении школой и влиянии на общественности в управлении школой и влиянии на качество образования? качество образования? 3. Каковы условия институциализации участия общественности в управлении школой и влиянии на общественности в управлении школой и влиянии на качество образования? качество образования? 2. Каково содержание заинтересованности в расширении общественного участия? общественного участия? 2. Каково содержание заинтересованности в расширении общественного участия? общественного участия?
Эффекты, которые удалось достичь за время реализации КПМО Расширилось поле социального партнёрства в образовании; В управление образованием привлечены представители общественности, депутаты, родители; Появилась практика общественно наблюдения в образовании (ЕГЭ, аккредитация ОУ).
Эффекты, которые удалось достичь за время реализации КПМО ??? Усилилась открытость системы образования; Получены дополнительные инвестиции за счёт социального партнёрства.
Что мешает? Боязнь учительского корпуса перед необходимостью изменить свою деятельность и занятость. Привычка «внутрикорпоративного» (закрытого) способа осуществления деятельности и решения проблем Отсутствие реальных полномочий в управлении образованием, возможности существенного влияния. Отсутствие процедур и механизмов сопряжения интересов представителей органов общественного управления с интересами их базовой деятельности. ОбразованиеОбщественность
Возможный интерес ОбразованиеОбщественность Снятие трудностей вСнятие трудностей в объяснении и принятии изменений в системе образования Привлечение средств наПривлечение средств на целевые программы Изменение характеристик Изменение характеристик и параметров качества образования Влияние на кадровые иВлияние на кадровые и социальные характеристики выпускников системы образования Рассмотрение сферыРассмотрение сферы образования как ресурса развития региона
Возможный общий интерес ОбразованиеОбщественность Снятие закрытости, «самообслуживания» и внутренней ориентации и внутренней ориентации системы образования: Фокусировка вопросов качества образования и стандартовФокусировка вопросов качества образования и стандартов профессиональной педагогической деятельности на внутренних критериях Лоббирование корпоративных интересовЛоббирование корпоративных интересов при обсуждении вопросов развития территории
Компетентности 1 уровня: предметно-профессиональный Проектные компетенции: Образ результата, планирование, ресурсное обеспечение Согласованиеинтересов,партнерскоевзаимодействие ДеловаяИнтернет-коммуникация Презентативность: оформление публичного выступления, документальное оформление Распределениересурсов Работа в команде, организация команды
Удерживание задачи как общей Позиционирование,мобильность Выбор Продуктность: доведение до конца Стрессоустойчивость Концептуализация как инструмент управления Компетентности 2 уровня: самоопределение и позиционирование
«Многоязычие» Концептуализация как инструмент проектирования Смысловоефокусирование(кадрирование) Timing & financing Поиск и порождение инструментов (управления) Ресурсообразование Компетентности 3 уровня: управление процессами
Задача 1 Задача 2 Задача 3 Обсуждение содержания новой деятельности. Создание документов. Запуск новой деятельности: апробация документов и новых механизмов взаимодействия сопровождение Консультативное и управленческое сопровождение новых организаций и команд
Институциализация форм общественного участия и общественной экспертизы в управлении образованием Общественное наблюдение vs Общественное участие в управлении За что отвечают? На какие решения действительно влияют? Какие решения принимают самостоятельно? Какие действия предпринимают для повышения качества образования? В каких формах взаимодействия происходит согласование интересов?
Какие задачи надо решать? Интенсивная презентация образования в СМИ (через интернет: сайты, открытые публичные доклады, паспорта школ), социально-образовательные проекты и т.п.Интенсивная презентация образования в СМИ (через интернет: сайты, открытые публичные доклады, паспорта школ), социально-образовательные проекты и т.п. Наращивание форм работы системы образования с гражданским и родительским заказом на образованиеНаращивание форм работы системы образования с гражданским и родительским заказом на образование Переход общественности от позиции согласования вопросов к управлению школой в соответствии с полномочиямиПереход общественности от позиции согласования вопросов к управлению школой в соответствии с полномочиями Обучение общественных управляющихОбучение общественных управляющих Создание системы общественной экспертизы в аккредитации ОУ и аттестации работников образованияСоздание системы общественной экспертизы в аккредитации ОУ и аттестации работников образования
Обучение общественных управляющих Адаптируем к системе? Готовим таких же экспертов, как и мы сами? Ликбез по процедурам и терминам? Выращивание экспертной позиции? В чем состоит содержание обучения общественных управляющих?
Красноярский край 1.Институциализация проб, инициатив и инноваций в области общественного управления в механизмы функционирования системы. Как сделать так, чтобы нельзя было «по-другому»? 2.Обобщение опыта до моделей, которыми смогут пользоваться другие регионы. Отразить СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ взаимодействие общественности и образования.