Личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками – важнейшая составляющая педагогического процесса. Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ сош 14 Маркиной Н.С г.
по уровню применения: общепедагогическая; по концепции усвоения: ассоциативно- рефлекторная + развивающая; по характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная; по организационным формам: классно-урочная, индивидуально-дифференцированная; по подходу к ребенку: педагогика сотрудничества; по направлению модернизации: альтернативная; по категории обучающихся: массовая
максимально выявить; инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребёнка; развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка; помочь личности познать себя; самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства
Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта. Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития. «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию. Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
Сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и учения как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Позиция учителя: инициирование субъектного опыта учения; развитие индивидуальности каждого ребенка; признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика: свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса; самопознание, самоопределение, самореализация.
В индивидуально-ориентированном плане обучения представлены задания, направленные как на сферу актуального развития (уже сформировавшиеся качества и то, что ученик может делать самостоятельно), так и зону ближайшего развития (те виды деятельности, которые старшеклассник пока ещё не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью учителя, например, при подготовке к семинарам).
Индивидуально-ориентированный план обучения школьника
Индивидуально-ориентированное развивающее обучение предполагает использование нескольких дидактических методов: -метод экспрессии в творческой ситуации; -метод чтения вслух; -метод интроспективного анализа; -метод развития творческого самочувствия; -метод творческого самовыражения; -метод дискуссии; -игровые методы.
позволяет осуществлять в какой- то мере целостный подход к человеку как единству, в котором все функции взаимосвязаны. Приемы метода - рисование, образные разговоры, писание картин и произведений, музыка, выразительные движения тела, то есть средства искусства, привлекающие сами по себе дополнительно эстетическую деятельность. Благодаря этому личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию личность становится более открытой, более творческой.
предполагает работу с текстами в непосредственном и в метафорическом смыслах. Таким образом, любые тексты, в том числе и такие, как фантастика, сказки, притчи, мифы, короткие повести могут быть иллюстрацией к реальной жизни, где перед героем стоит персональный выбор - интеллектуальный, нравственный, волевой. Сама по себе организация литературного материала охватывает многоуровневые системы отношений человека и в этом смысле это человеческая ситуация. Ситуация, в которую подросток поставлен работой с произведением, требует не только сиюминутного тактического оперативного или нормативного решения, она требует всего предыдущего опыта, то есть тех фундаментальных принципов субъекта, которые позволяют сделать ему какой-то, нравственный или этический выбор.
помогает подростку осмыслить свои проявления в жизни не как производные от внешних обстоятельств, а как состояние собственного «Я». Интроспективный анализ для подростка – это своеобразная техника «исследования» себя. Возникновение интереса к своему внутреннему миру обуславливает развитие рефлексии как процесса получения знания о самом себе, как исследовательского акта, при котором подросток не просто исследует свой внутренний мир, но при этом ещё и исследует то, как его видят другие люди. Умение обращаться к себе, самонаблюдение и оценка своего внутреннего состояния стимулирует анализ и понимание своего поведения, своих человеческих особенностей, отношения к себе, отношений к другим людям.
включает в себя использование элемента«театрализации» и«драматизации» в педагогическом процессе, приводящее субъект к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности. Суть «театрализации» заключается в том, что ученику предлагается на определенное время перевоплотиться в личность, обладающую желаемыми свойствами, и «по жить» таким образом, в необходимых для их проявления обстоятельствах. Перевоплощение «в предлагаемых обстоятельствах» или - «от имени персонажа» имеет ту ценность для подростка, что в момент анализа и игры сливается умственное и физическое, внешнее и внутреннее, теоретическое и практическое в единый путь к поиску человеческого бытия. Метод дает основу для развития способности к анализу проблемных ситуаций. В подобного рода работу вносится не только смысл, но и эмоционально-оценочное содержание. Способ воздействия по типу «Делай, как я» увеличивает возможность для ученика делать доступными знания.
строится на том, чтобы убедить человека в своей значимости и найти смысл жизни. Поможет в этом субъективное творчество и положительное переживание. Реализация метода творческого самовыражения возможна в разных вариантах. Особую роль играет творческое общение с искусством, литературой, наукой. Идея метода найти своих поэтов, писателей и пр. Найти себя как читателя, зрителя. Выйти на свои личностные особенности через свое отношение к произведениям искусства.
обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и отношении к себе. Метод строится на типовых примерах, учит навыкам использования практических общих правил. В то же время он позволяет участникам извлекать общие принципы из анализа конкретных ситуаций. Развивает субъективную активность. Развивает умения слушать. Показывает, что большинство проблем имеют многозначное решение. Повышает мотивацию включения в решение проблемы. Дает возможность аргументировать свои идеи. Удовлетворяет потребность в самоуважении. Позволяет показать преимущество личной позиции и привести свою аргументацию независимо от давления группового мнения.
Различают два вида игр: операциональные (например, деловая игра); ролевые (с элементами драматизации, имитации действительности). Операциональные игры входят в группу инструментального обучения. Они имеют сценарий, алгоритм решения и позволяют обучаемым видеть результат этого решения, позволяют исследовать процесс принятия решения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Ролевые игры строятся на предположении, что человек усваивает лучше всего динамические процессы, тем более, если он в них включен. Поэтому в играх делается упор на активные действия. Учебный процесс строится на драматизации исследуемой ситуации.
Таким образом, использование технологии личностно ориетированного обучения (автор И.С.Якиманская), технологии индивидуализации обучения (автор Инге Унт), элементов технологии развивающего обучения (автор В.В.Давыдов), а также отдельных дидактических методов, основанных на индивидуально- ориентированном подходе (метод экспрессии в творческой ситуации, метод развития творческого самочувствия, метод творческого самовыражения, метод дискуссии, метод интроспективного анализа и др.), создают на уроке условия, когда сам учащийся, исходя из особенностей, возможностей и потребностей определяет личную траекторию своего развития.