« Новые формы методической работы. Мастер - класс.» МОУ Большеокуловская СОШ
Мастер – класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой, фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Цель проведения мастер - класса : создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Основные задачи мастер - класса : Обобщение опыта учителя по определенной теме ; Передача учителем - мастером своего опыта ; Совместная отработка методических приемов.
Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер – класса, а именно : Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями. Создание условий для включения всех в активную деятельность. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций. Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как учителя, так и участников мастер - класса. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание. Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Каков основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса? 1- й шаг. Презентация педагогического опыта : краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся ; краткое обоснование основных идей технологии ; описание достижений в опыте ; доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности предлагаемых методов обучения, методических приемов и техник ; определение проблем и перспектив в работе учителя.
2- й шаг. Представление системы уроков : описание системы уроков в режиме предлагаемого опыта ; определение основных приемов работы, который учитель - мастер будет демонстрировать слушателям.
3- й шаг. Имитационная игра. Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.
4- й шаг. Моделирование : самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель - мастер исполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею ; обсуждение авторских моделей урока.
5- й шаг. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя - мастера и слушателей.
Критерии качества подготовки и проведения мастер - класса Презентативность. Эксклюзивность. Прогрессивность. Мотивированность. Оптимальность. Эффективность. Технологичность. Артистичность. Общая культура.