Исследовательск ое поведение и исследовательское обучение г. Таганрог МОУ СОШ 27 Земляненко Н.В.
Исследовательское поведение один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовательский метод путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Главная особенность исследовательского подхода активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.
«В исследовательском методе (метод исканий), в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом» Б.В. Всесвятский
В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации на практике: на первом - преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся; на первом - преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся; на втором - преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск); на втором - преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск); на третьем - высшем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно на третьем - высшем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно
Последовательность проведения исследований школьниками
Традиционное обучение учащиеся узнают идеи и понятия из прямого изложения учителя предметы преподаются как целостный и законченный свод непротиворечивой информации не подлежащей сомнению учебное познание строится на чёткой логической основе, оптимальной для изложения в ходе работы ученики используют указания о том, что необходимо делать, чтобы получить правильный результат Исследовательское обучение учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи знакомство с представлениями должно включать альтернативные точки зрения, сомнения в достоверности выводов учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решении о выборе способа работы с материалом каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения, которые он наравне со всеми получает входе исследования
Решение образовательных задач должно осуществляться путем создания специальной развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимулы для самообучения и развития. Основные требования, выступающие в качестве ориентиров: Опираться на собственный опыт ребенка, Обучать в действии, Побуждать к наблюдению и экспериментированию, Чередовать индивидуальную и коллективную работу.
Основная цель ведения исследовательской работы - сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы (НИР). Задачи : 1.Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области. 2.Развить умение выделять в проблеме "объект исследования". 3.Привить навыки правильного формулирования темы исследования. 4.Научить постановке цели исследования и формулировки задач. 5.Дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР. 6.Развить навык формирования исходной гипотезы. 7.Научить вести исследование. 8.Научить в общих чертах постановке эксперимента. 9.Сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации. 10.Сформировать умение анализировать данные и делать выводы. 11.Научить правильно оформлять отчетность по НИР /написать доклад, реферат, отчет.
Основные этапы исследовательской работы : I. Выбор темы исследования. Ученик, в соответствии со своими познавательными интересами сам выбирает объект, который становится его исследовательской темой. II. Планирование исследовательской деятельности. Определение целей, последовательности действий, подготовка условий.
Основные этапы исследовательской работы: III. Процесс исследования. Ученик собирает информацию, связанную с объектом исследования. Перед учеником-исследователем стоят следующие задачи: построить гипотезы, найти и записать известные ему сведения об объекте исследования, найти и записать неизвестные ему, но известные человечеству знания по теме исследования. работа с любым источником информации: энциклопедии, справочники, ресурсы Интернет, консультации с учеными. найти и записать новые знания, подвести итоги
IV. Оформление результатов исследования Результаты исследования оформляются в виде текстового материала.Технические решения подаются в виде схем,моделей, макетов. V. Защита результатов исследования К концу учебного года ученик-исследователь готовит текстовый материал и защищает результаты своего исследования на ежегодной научно-практической конференции учащихся. Основные этапы исследовательской работы:
Навыки и умения проблема вопросы гипотезы действия сбор данных Анализ и синтез сопоставление сообщение переосмысление Проверка гипотез Обобщение и выводы
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся добровольность занятий добровольность выбора темы максимальная самостоятельность ученика компетентное, заинтересованное руководство учителя уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы осознание учащимися значимости и полезности выполняемой ими работы
Основные этапы исследовательской работы I.Выбор темы исследования. II.Планирование исследовательской деятельности. III.Процесс исследования. IV.Оформление результатов исследования V.Защита результатов исследования