«Дифференцированный подход в процессе развития творческих способностей детей» воспитателя Байбара Марины Владимировны ТОГУ «Сосновская школа-интернат»
Аннотация Проект рассчитан на воспитанников 5-7 класса и может быть реализован в рамках дополнительного образования и внеклассной воспитательной работы. Тематика и содержание проекта направлены на формирование ключевых компетентностей в сфере творческого развития воспитанников. Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем умение быть творческим всякий раз, когда это необходимо, в любой момент быть готовым решать проблемные вопросы и разрабатывать новые концепции. Марк Фишер
В проекте реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (см.сайт Министерства - основными задачами являются: «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому школьное обучение должно способствовать личностному росту, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». Конкурентоспособность личности зависит от таких качеств, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.» (Д.А. Медведев) В проекте реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (см.сайт Министерства - основными задачами являются: «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому школьное обучение должно способствовать личностному росту, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». Конкурентоспособность личности зависит от таких качеств, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.» (Д.А. Медведев) Таким образом, одной из ключевой характеристик образования становится использование дифференцированного подхода в формирование творческих компетентностей
Противоречия: - между традиционными методами и приемами работы и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества - между имеющимся у воспитанников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития; - между необходимостью формирования знаний, умений и навыков и дефицитом свободного времени.
Проблема заключается в необходимости раскрытия способностей каждого ученика, в воспитании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Методика воспитательной работы требует применения новых подходов, приемов работы, обеспечивающих личностный рост воспитанников, умение самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. В данной работе будет рассмотрена проблема развития творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности.
Объект исследования: процесс развития и формирования творческих способностей воспитанников 5-7 классов Предмет исследования: методика развития творческих способностей у воспитанников 5-7 классов Гипотеза: развитие творческих способностей воспитанников будет успешным, если использовать дифференцированный подход и создать необходимые условия для активного участия детей в творческой деятельности.
Цель: создание оптимальных условий для самореализации творческого потенциала личности через активное включение его в самостоятельную творческую деятельность Задачи: -выявить основные компоненты творческих способностей детей; -определить условия, благоприятные для развития творческих способностей детей; - развивать активность воспитанников в процессе образовательной деятельности; -формировать умения использовать накопленный опыт для самоопределения и самореализации воспитанников; -выявлять эффективные формы, методы и приёмы развития креативных способностей на основе анализа - и обобщения педагогического опыта. -
Ожидаемые результаты -расширение знаний о различных видах искусства; -стремление получать необходимые знания и умения добывать их самостоятельно; -наличие у обучающихся развитых коммуникативных умений, сформированных навыков применения информационных технологий в процессе обучения; -повышение уровня творческих способностей обучающихся.
Новизна, теоретическая и практическая значимость : в интеграции проведения занятий, направленного на развитие самостоятельности обучающихся; в интеграции проведения занятий, направленного на развитие самостоятельности обучающихся; в индивидуализации обучения и воспитания воспитанников интернатного учреждения; в индивидуализации обучения и воспитания воспитанников интернатного учреждения; в применении элементов ИКТ (презентационное сопровождение мероприятий). в применении элементов ИКТ (презентационное сопровождение мероприятий).
Методы реализации опыта - исследовательский метод; - информационно- поисковый метод; - Решение проблемных ситуаций с помощью метода «майовтика» - метод анализа результатов деятельности детей. - исследовательский метод; - информационно- поисковый метод; - Решение проблемных ситуаций с помощью метода «майовтика» - метод анализа результатов деятельности детей.
Организация работы кружков, клубов, секций Факультативы различной направленности в соответствии с возможностями и запросами воспитанников Подготовка и проведение предметных олимпиад, турниров знаний, выставок Участие в конкурсах художественной самодеятель- ности Занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях
Этапы работы над проектом Подготовительный этап (сентябрь 2008г.): определение цели и задач; анализ психофизических возможностей каждого воспитанника, их интересов и желаний. Оценка ресурсов, прогнозирование ситуаций; Практический этап( г): составление плана мероприятий, реализация поставленных целей и задач, мониторинг и оценка эффективности форм, методов и приёмов развития творческих способностей Заключительный этап (2011г) оценка эффективности работы по накоплению воспитанниками опыта самореализации, проведение комплексного анализа результатов и определение эффективности используемых методик. Оформление результатов, обобщение опыта.
Условия успешного развития творческих способностей предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов и т.д ненавязчивая, доброжелательная помощь взрослых комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени подбор методов, способствующих более высокому уровню развития творческих способностей Практический этап
Организация театрализованных представлений (для детей, желающих заниматься театральным искусством) В гостях у Незнайки Путешествие в «Милиционерию» Путешествие за Рождественской звездой
Знакомство с народными промыслами родного края (предлагаю детям, интересующимся рукоделием) Тамбовский костюм Вышивание и роспись изделий
Заочные интернет-экскурсии, знакомство с культурой других народов
Изобразительная деятельность Лепка и раскрашивание фигур Организована для детей, любящих рисовать
Занятия в вокальном и хореографическом кружках и участие в концертных программах различного уровня IX Международный фестиваль Будапешта творчество, талант, юность 2010г. Конкурс вожатского мастерства Концерт для педагогов День именинника
Охват воспитанников внеклассными формами спортивной работы
Вовлечение воспитанников в шахматный кружок способствует интеллектуальному развитию, самостоятельному решению задач Предлагаю детям, интересующимся математикой
Организация спортивного часа во внеурочное время Участвуют все воспитанники
Привлечение детей к занятиям в различных спортивных секциях по интересам и желанию детей БаскетболХоккей Лыжные гонки Лёгкая атлетика
Участие в соревнованиях и конкурсах различного уровня Наши достижения
Использование ИКТ на внеклассных мероприятиях Благодаря применению на внеклассных мероприятиях современных информационных технологий, повышается активность воспитанников. ИКТ делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для детей любого возраста,
Использование презентаций Внеклассное мероприятие «Гражданином быть обязан» Внеклассное мероприятие «Школа вежливости»
Оценка уровня социально-психологического климата на внеклассных мероприятиях
анкетирование экспертная оценка групповая и индивидуальная самооценка результаты конкурсов и праздничных концертов тестирование Диагностика эффективности работы в данном направлении
Критерии результативности педагогического исследования воспитанники определились с выбором кружков; увеличилось количество детей, посещающих кружки, клубы и спортивные секции; ребята с желанием участвуют во внеклассных мероприятиях, концертах, конкурсах, спортивных соревнованиях; 90-95% учащихся чувствуют себя в школе комфортно; расширились знания воспитанников о различных видах искусства; повысился уровень творческих способностей детей. воспитанники определились с выбором кружков; увеличилось количество детей, посещающих кружки, клубы и спортивные секции; ребята с желанием участвуют во внеклассных мероприятиях, концертах, конкурсах, спортивных соревнованиях; 90-95% учащихся чувствуют себя в школе комфортно; расширились знания воспитанников о различных видах искусства; повысился уровень творческих способностей детей. Выводы: Развитию творческих способностей содействует дифференцированный подход, стиль проведения мероприятий: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество воспитателя и воспитанников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.
Распространение опыта Данный проект размещен на школьном сайте и может быть использован воспитателями школьного отделения для практического применения. Адрес сайта: Данный проект размещен на школьном сайте и может быть использован воспитателями школьного отделения для практического применения. Адрес сайта:
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: Союз, Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Педагогика, 1985 Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. - М.: Просвещение, Лук А.Н. Психология творчества. -- М.: Наука, Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -- М.: Педагогика, 1990 Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. -- Магнитогорск, 1991 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: Союз, Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Педагогика, 1985 Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. - М.: Просвещение, Лук А.Н. Психология творчества. -- М.: Наука, Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -- М.: Педагогика, 1990 Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. -- Магнитогорск, 1991 Используемые ресурсы:
Интернет-ресурсы: портал»), («К-уроку»), («Сеть творческих учителей») портал»), («К-уроку»), («Сеть творческих учителей»)
Информация для сотрудничества: Тамбовская область, Сосновский район, р/п Сосновка, улица Лесная 2, ТОГУ «Сосновская школа-интернат» контактный телефон Информация для сотрудничества: Тамбовская область, Сосновский район, р/п Сосновка, улица Лесная 2, ТОГУ «Сосновская школа-интернат» контактный телефон