Отдел развития содержания и повышения качества образования направление: учебно-методического обеспечение образовательного процесса
Сотрудники направления учебно-методического сопровождения образовательного процесса: Шпилевая Н.М., старший методист; Донченко О.В., методист; Евсеева С.В. методист; Жданова Е.Е. методист; Ковтун Л.И., методист; Шашкова А.В., методист.
Основные цели работы: Обеспечение образовательных учреждений учебниками учебно-методической литературой и программной художественной литературой для реализации вариативности учебно- воспитательного процесса Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий в работе с пользователем (учащимися, педагогическ. коллективом и родителями) Школьные библиотекари- - работа с одаренными детьми Работа с педагогами, учащимися и их родителями по привлечению детей к чтению
задачи Содействие развитию интереса к чтению через участие в конкурсах и фестивалях Обобщение и внедрение творческого опыта работы библиотекарей Повышение квалификации методистов и работников школьных библиотек Обеспечение вариативных программ учебниками и уч.- метод. пособиями» Духовно- нравственное воспитание школьников в современной библиотечной среде Представление информации, методической и консультационно й помощи Формирование информационн ой грамотности и навыков независимого библиотечного пользователя
общеобразовательная культурнаяинформационная Школьные библиотеки в соответствии с Положением [1] выполняют следующие основные функции: [1][1] Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от – 2 им/27-06 «О направлении примерного положения о библиотеке ОУ и рекомендаций по составлению примерных правил пользования библиотекой ОУ).
Лучшие кадры библиотечных работников ГОУ ЗОУО ДО: Данкевич Алиса Михайловна, Отличник народного просвещения РФ, ГОУ 1119: Баранова Надежда Николаевна, Отличник народного просвещения РФ, ГОУ 1129; Третьякова Наталья Александровна, Почётный работник общего образования, ГОУ 571; Карпова Нина Николаевна, Почётный работник общего образования, ГОУ 1317; Клочкова Валентина Васильевна, Почётный работник общего образования, ГОУ 1004; Наумова Людмила Петровна, Почётный работник общего образования, Гимназия Победители всероссийских и международных конкурсов: -Дягилева Татьяна Ивановна, зав. библиотекой ГОУ 888, Победитель Всероссийского конкурса «Школьный библиотекарь-2008», Победитель Московского городского конкурса «Московский библиотекарь 2008»; -Балагезьян Татьяна Васильевна, зав. библиотекой гимназии 1541, Победитель Московского городского конкурса «Школ – участниц Проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО 2008 года -Перегудова Татьяна Владимировна, зав. библиотекой ГОУ 578, Лауреат Всероссийского конкурса «Школьный библиотекарь-2010», -Степанова Ирина Александровна, зав. библиотекой ГОУ 1975, Победитель Всероссийского конкурса «Школьный библиотекарь-2010».
Отличительной особенностью школьной библиотеки является функционирование ее как социальной системы в рамках социальной системы школьного пространства. В связи с этим она выполняет 80% потребностей образовательного учреждения. Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой. Научит их этому школьный библиотекарь. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром. Отсюда и основная цель школьных библиотек сегодня содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.
Обеспечения многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда. Определения путей формирования информационной культуры личности в условиях деятельности школьной библиотеки. Разработка и апробация методики поиска нужной информации читателям. Организация работы учащихся школы со справочно -поисковым аппаратом библиотеки; обучение учащихся на библиотечных уроках рациональным приемам работы с книгой: составлять план, тезисы, конспект и т.д. Систематически информирование учителей - предметников о наличии поступлений учебно-методической, справочной литературы, нормативных документов ОУ (практически во всех школах); Актуальной сегодня является реализация задачи по выявлению, учету запросов родителей на литературу по основным направлениям образования и воспитания. Для достижения главной цели школы решают следующие задачи:
Информацион- ная работа в школьной библиотеке БеседыДни информаций Тематические выставки Групповое информирован. учителей одной специальности Библиографические обзоры Пропаганда библиотечно- библиографических знаний Выставки новых поступле- ний Предметные недели Консультации
Библиотека является важным звеном образовательного процесса, и поэтому качество ее работы влияет на качество всех составляющих элементов образования: воспитания, обучения, развития. Для решения вопросов по воспитанию культуры чтения детей и подростков в библиотеках округа используются различные формы работы: библиотечные уроки; книжные выставки; плакаты, посвященные правилам пользования каталогами; посвящение в читатели; путеводители по библиотекам; циклы рекомендательных бесед о правилах и приемах работы с книгой, об авторах, содержании и жанре произведений; обзоры литературы по вопросам культуры чтения; тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные; литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность. Информа- ционная работа Информации- онные выставки Рекомендова- тельные списки Работа с бланками -заказов Обеспечение учебниками Работа с фондом поддержки книгоиздания
Приоритетные направления взаимодействия методического центра и библиотек ОУ округа Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через информационно-методическую помощь в организации массовых мероприятий и внеклассных занятий. Развитие духовных и эстетических возможностей личности, формирование интереса к чтению, постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий. Методическая поддержка гражданско - патриотического воспитания школьников возможностями библиотечной среды. Оказание информационно-методического сопровождения при подборке художественной, научной и методической литературы. Организация и проведение информационно-методических и обучающих семинаров для школьных библиотекарей на базе публичных и школьных библиотек округа и города.
Библиоте- карь Библиотеч-ные уроки Формы работы в школе Повышение квалифика-ции Группо- вая работа Индивидуаль- ная работа Массовая работа Проектная и исследова- тель. деятель- ность в библиотеке Информацион- ная работа. Библиотеч-ный архив.
Работа с одаренными детьми. Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности; изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений; обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения; формировании аналитический и рефлексивных умений общения. В течение нескольких лет на базе библиотеки Семейного чтения 185 работает литературный клуб детского творчества под руководством Члена Союза писателей России Портного Рудольфа Лейзеровича. На встречу с писателем приходят ребята разного возраста вместе с библиотекарями из школ округа (ОУ 73, 262, 261, 98,1674,1584, 809, 391, 1329 и др.). Писатель ведёт разговор с детьми о поэзии и поэтическом мастерстве, читает свои стихи и учит детей поэтическому мастерству. Дети пишут свои стихи и с удовольствием читают их маститому поэту. В конце каждого года писатель подводит итоги и награждает детей сборниками стихов. Занятия литературного клуба развивает интерес к чтению, учит сопереживать прочитанному, развивает коммуникативные качества личности, творческий потенциал. Был выпущен первый сборник детских стихов, участников Литературного клуба. Сборник вышел под названием «Первые шаги» в 2010 году. - Библиотека обеспечивает популяризацию книги и организацию досуга всех членов семьи. Библиотека координирует работу с различными организациями, осуществляющим работу с семьей. Библиотека привлекает к совместной работе педагогов, родителей. Школьные библиотекари выступают на родительских собраниях, отчитываются о совместной работе с детьми и родителями, популяризируют чтение книг через совместные проекты родителей и детей, являясь их руководителями; проводят литературные конкурсы, литературные игры. Школьные библиотекари обязательно делают акцент на результаты: ОУ 1364, 1373, 1437, 1741,1674, 379, 542, 1975
«Формирование информационной грамотности и навыков независимого библиотечного пользователя»: Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий в работе с пользователем: учащимися, педагогическим коллективом и родителями. В работе по воспитанию культуры чтения детей и подростков школьные библиотеки используют различные формы и методы. Это традиционные библиотечные уроки, книжные выставки, плакаты, посвященные правилам пользования каталогами, альбомы-путеводители по библиотеке, циклы индивидуальных, групповых рекомендательных бесед о правилах и приёмах в работе с книгой, об авторе, содержании и жанре произведения, обзоры литературы по вопросам культуры чтения, тематические вечера, устные журналы. Все ОУ округа используют в своей работе комплексные интерактивные формы: Дни библиографии, библиографические игры, конкурсы. Особенно удачно проводятся устные журналы в ОУ 1975, 542 (надомного обучения), 1741, 1004, 1119 и др.). Библиотекари активно используют возможности новых компьютерных технологий в своей работе: электронные презентации книжных выставок (ОУ 802, 37, 887, 888, 802 и др.), электронные библиотечные уроки ( ОУ 14, 38, 98, 2002, 888 и др.), слайд-фильмы («Визитная карточка библиотеки»(ОУ 1781, 1485, 802 и др.) ; «Хранители московской старины (ОУ 1781), «Памятные дни родной истории» (ОУ 888), «От слова к слову»(ОУ 1004), «Библиотечный урок-презентация по сказкам А.С. Пушкина» (ОУ 38), Викторина-конкурс «Море, море» («Навигацкая школа»), Устный журнал-презентация, посвященный Дню Защитника Отечества («Навигацкая школа»), «Здравствуй милая картошка» (ОУ 1975), презентация «В добровольном изгнании» (ОУ 1438) и др. формы работы. В рамках проектной деятельности как инструмент воспитания «человека читающего» проходят мастер-классы на базе ОУ 37 «Проектирование мультимедийной презентации». Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразование путем информационно-библиотечного обслуживания. Предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам ОУ.
Содействие развитию интереса к чтению через участие в конкурсах и фестивалях. В , , , учебных годах методистами направления учебно-методического обеспечения образовательного процесса было осуществлено информационно- методическое сопровождение всероссийских, городских, а также окружных конкурсов и фестивалей: «Живая классика», «Книга собирает друзей», «Читаем вместе в классе и семье», «Человек- читающий», «Мы пишем книгу мира», «Неделя детской книги», «Дети читают русскую классику»: - Московский городской конкурс «Лучшая школьная библиотека– 2008»(победитель зав. библиотекой ГОУ СОШ 888 Дягилева Т.И.); -Московский городской конкурс «Лучшая школьная библиотека – 2008 среди школ, ассоциированных в ЮНЕСКО» (победитель зав. библиотекой гимназии 1541); -I Московский Литературный Фестиваль «Книга собирает друзей»(победители учащиеся 5-10кл.(26 чел.) ГОУ 1741) -Городского Фестиваля-конкурса «Дети читают русскую классику» (победители команды ГОУ 1018, 1306, 379, 1195, шк.-интернат 44), -Победитель 2010 года – ГОУ СОШ 714) -Городской конкурс «Читаем вместе в классе и семье» (победители учащиеся прогимназии 1781, ГОУ СОШ 888) -Городской литературный конкурс в рамках «Недели детской книги – 2010» «Лоцманы книжных морей» (победители:54 команды ГОУ округа) - Международный молодежный проект «Мы пишем книгу мира – 3»(58 школ ЗАО представили 83 работы, работа над проектом продолжается) -Городской проект «Книга мира о Москве «Горжусь, что я москвич!» (72 школ ЗАО представили 228 работ, работа над проектом продолжается) В том же году прошли семинары по теме «Роль духовной литературы в формировании культуры чтения», что послужило выступлением на Глинских чтениях в секции «Интеграция научных, культурных и религиозных знаний как основа духовно-нравственного воспитания учащихся на базе информационной среды школьной библиотеки» (ЦО 1432, Устиновская О.В., зав. библиотекой ; ГОУ 1004)); Клочкова В.В., зав. библиотекой, ГОУ 542 Пухова О.П., зав. библиотекой).