Оглянемся назад Посмотрим на себя Осмотримся вокруг Заглянем в будущее Л.Н. Толстой Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся. Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое. Питер Друкер
Начало: Историческая справка: Историческая справка: термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса: термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т. д. министерский портфель, портфель инвестиций и т. д. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться не только в текстовом формате, но и в электронном виде. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться не только в текстовом формате, но и в электронном виде. 3
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника. Обзор
Проблема: А зачем нам это надо? # Портфолио - одна из форм оценивания индивидуальных достижений педагогов # Портфолио - предпочтительная форма прохождения аттестационного испытания. #Портфолио – это одна из современных попыток нагрузить учителя еще больше?
Портфолио Образовательного учреждения Учителя Ученика Методического объединения Классного коллектива Кружка, студии, секции Кабинета Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен
Портфолио педагога ХХI века
Виды портфолио по функции: Рабочее Рабочее Демонстрационное Демонстрационное Презентационное Презентационное Конкурсное Конкурсное Коммуникативное Коммуникативное
наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОРТФОЛИО КОМПЛЕКСНЫЙ ПОРТФОЛИО Может состоять: Из трех разделов : Раздел документов Раздел работ Раздел отзывов Из двух разделов : Раздел документов + раздел работ Раздел документов + раздел отзывов Раздел работ + раздел отзывов
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО ( Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков ) Титульный лист Титульный лист Раздел I Официальные документы (при систематизации документов обратить внимание на ранжирование по масштабности мероприятий) Раздел I Официальные документы (при систематизации документов обратить внимание на ранжирование по масштабности мероприятий) Раздел II Творческие работы Раздел II Творческие работы Раздел III Отзывы, рекомендации, самоотчеты (может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах) Раздел III Отзывы, рекомендации, самоотчеты (может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах)
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО ( журнал « Завуч » 4, 2005 год ) Титульный лист Титульный лист Раздел I Общие сведения о педагоге Раздел I Общие сведения о педагоге Раздел II Результаты педагогической деятельности Раздел II Результаты педагогической деятельности Раздел III Научно-методическая деятельность Раздел III Научно-методическая деятельность Раздел IV Внеурочная деятельность Раздел IV Внеурочная деятельность Раздел V Учебно – материальная база Раздел V Учебно – материальная база
позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя использование современных образовательных технологий, в том числе информационно- коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер- классы, семинары, конференции, круглые столы и др.) повышение квалификации и профессиональная переподготовка, в том числе обучение в аспирантуре участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
Критерий «позитивная динамика учебных достижений обучающихся» 1.позитивная динамика уровня обученности учащихся 2.позитивная динамика «качества знаний» учащихся 3.увеличение количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах 4.изменение количества и качества творческих и исследовательских работ учащихся 5.рост мотивации к изучению предмета Анализ деятельности отдельного педагога В основном складывается из: Показатель уровня обученности, т.е. % успеваемости Качество знаний Данные показатели чаще всего создают иллюзию благополучия в образовании. Возможно, оценить реально достигнутые результаты позволит методика определения Показатель степени обученности
Что такое образовательные результаты? Достижения обучающегося в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста Изменение философии оценки Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть от жесткости в оценивании к гибкости от искусственности к естественности от оценки к самооценке от оценки работы к оцениванию личностных достижений
Содержание критерия можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени Критерий «эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе».
развивающее обучение проблемное обучение разноуровневое обучение коллективную систему обучения (КСО) технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ) исследовательские и проектные методы Коллективные творческие дела (КТД) технологию «дебаты» технологию модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско- зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления» технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) информационно- коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио» технологии интерактивного и дистанционного обучения
Критерий «позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам» ведение кружков, секций, факультативов результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся, участие в конференциях, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях) достижения (первые и призовые места) учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня (от муниципального до международного)
Критерий «позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя» благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности) постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся отсутствие правонарушений у учащихся (или положительная динамика по этому показателю) развитие самоуправления в классе активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения участие учащихся в решении проблем местного социума
важно обратить внимание не только на результаты, подтвержденные грамотами, свидетельствами и другими документами, свидетельствующими о победах, а, в первую очередь, на разнообразие конкурсных форм, массовость этих мероприятий, а также динамику этих процессов Критерий «участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах»
Районные, городские, всероссийские конкурсы педдостижений Выпуск методических материалов Улучшение материально- технической базы Курсы повышения квалификации на базе школы Участие и проведение на базе школы муниципальных, районных, городских мероприятий Критерии «повышение квалификации» и «обобщение и распространение собственного педагогического опыта»
«Копилка документов, свидетельствующих о повышении квалификации педагога Свидетельства Свидетельства Сертификаты Сертификаты Дипломы Дипломы Аттестаты Аттестаты Удостоверения Удостоверения Свидетельства Свидетельства Отзывы и рекомендации Отзывы и рекомендации Благодарственные письма Благодарственные письма
Информационная Философская Педагогическая Методическая Презентационная
Твой завтрашний успех начинается сегодня!!!
Ступень первая Информационная Оформление «Визитной карточки» или анкета Заполнение раздела «Мой путь в профессии» (карта профессионально-личностного развития педагога) Дополнительная информация Хобби Работа над разделом «Мои достижения»
Ступень вторая «Философская» Создание эссе «Мое педагогическое кредо» или «Моя педагогическая философия» Создание «Лестницы педагогического успеха» - принципов педагогического успеха «Успех приходит к тому, кто…»
Заповеди учителя Не навреди. Не оттолкни. Не пренебрегай. Не забывай. Не лукавь Не останавливайся. Не ожесточайся. Не бойся ошибиться, бойся не исправить ошибку. Не отчаивайся. Если тебе трудно, помни: скоро последний звонок. И будь уверен в том, что завтра наступит 1 сентября.
Ступень третья Педагогическая Работа над разделами и темами: - Образовательные технологии - Результативность - Достижения учащихся - Классное руководство - Внеурочная деятельность - Повышение педагогического мастерства, самообразование - Разработки уроков, публикаций
Ступень четвертая Методическая Работа над разделами и темами: - Работа над методической темой - Повышение квалификации - Работа над методической темой - Участие в работе МО, методического совета - Разработки уроков, занятий, мероприятий, тем, циклов, методическая копилка - Создание авторских программ, их лицензирование - Участие в педагогических конференциях, педагогических советах, семинарах, круглых столах и т.д. - Распространение и обобщение педагогического опыта (тезисы выступлений, статьи, доклады и т.д.) - Публикации методических разработок - Создание кабинета как методического комплекса - Наставничество - Сотрудничество: учитель, родитель, ученик
Ступень пятая Презентационная Научно-практическая конференция «Профессионализм педагогов как условие инновационной деятельности школы» Подведение итогов конкурса «Учитель года» Презентация «Портфолио педагога ХХI века»
Web-структура портфолио учителя Титульный лист ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, преподаваемый предмет, стаж работы, имеющиеся награды, квалификационная категория, указание классов, в которых работает учитель. Дидактические материалы разработки план-конспектов уроков с использованием ИКТ, раздаточные материалы. Педагогический опыт тема научно-методической работы, методические разработки, публикации, проекты, мастер-классы, конференции, повышение квалификации. Достижения участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах, динамика учебных достижений обучающихся, результат внеурочной деятельности по преподаваемым предметам, результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя. Полезные ссылки аннотированные списки по различным категориям профессиональной деятельности.
Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить, Мужество изменить то, что могу, И мудрость отличить одно от другого (Молитва Марка Аврелия)