МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
CASE от латинского casus «случай, обстоятельство, происшествие» 1) случай; обстоятельство, положение; дело, история; экземпляр, представитель множества, факт 2) юридические и другие связанные с тяжбой и спором значения: судебное дело; случай, прецедент; судебная практика 3) медицинские и околомедицинские значения: случай заболевания; история болезни; состояние здоровья больного 4) любовь, ситуация, когда двое влюбляются друг в друга; любовь с первого взгляда
КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод Case Studies, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе
Кейс – это «судебное дело» или «чемодан»? Метод конкретных ситуаций или «кейс- стади» - это интерактивный метод обучения, в основе которого лежит имитация соответствующего содержанию обучения реального процесса. Учащимся предлагается «случай из жизни», содержащий проблему, для анализа и предложения своих решений.
ИСТОРИЯ КЕЙС-МЕТОДА Начало ХХ века – преподавание управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе годы – повсеместное распространение метода Использование в СССР при обучении управленцев 90-е годы – новая волна интереса к методике кейс-стади
Теоретико-практические основания метода проблемно-поисковый анализ прагматическое обучение ориентация на создание ситуаций выбора (обучение с учетом вариативности) обучение через анализ собственного опыта
Цикл научения Колба Этап 1 Получение опыта АКТИВИСТ Этап 2 Размышление над прошлым опытом РЕФЛЕКТОР Этап 3 Выводы из опыта ТЕОРЕТИК Этап 4 Планирование дальнейших шагов ПРАГМАТИК
Цикл обучения Д.Колба как теоретическое основание метода изучение конкретной ситуации (ориентация на конкретный опыт) анализ ситуации (рефлексия, осмысление) формирование выводов, оценок, обобщения (концептуализация опыта) разработка плана управленческих действий (активное экспериментирование)
КЕЙС представляет собой описание действительных событий в словах, цифрах, образах, действиях. КС – это «срез» процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах в целях постановки обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденций развития ситуации
КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ КЕЙС Классический кейс – развернутое описание ситуации Мини-кейс – сокращенное описание конкретной ситуации, в которой предельно конкретизирована учебная проблема Кейс, представленный в форме видеоматериала Газетная статья Официальный документ или подборка документов Описание случая из жизни или профессиональной практики, произошедшего с кем-либо из участников семинара Случай, возникший в процессе обучения Повторный случай, то есть анализ принятого решения по конкретной ситуации
Типы кейсов структурированные (highly structured) кейсы "маленькие наброски" (short vignettes) большие неструктурированные "кейсы" (long unstructured cases) "первооткрывательские кейсы" (ground breaking cases)
КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ Иллюстративные Истории развития фирм Аналитические Нормативные Диагностические Проблемные Направленные на принятие решений
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ Мотивация Иллюстрация Аргументация Создание поля для проблемной дискуссии и системного управленческого анализа
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕНИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК; АНАЛИЗ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ; ПОСТРОЕНИЕ КРИТЕРИЕВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ; ВЫРАБОТКА КОНСТРУКТИВНЫХ ИДЕЙ; ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЛАН ДЕЙСТВИЙ