ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.п.п. Чистые Боры Педагогическое и сследование «Способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности».
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Актуальность исследования Современная школа находится на этапе модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Каков сегодня социальный заказ? Запрос на личность, которая должна обладать целым набором качеств: Самостоятельность в принятии решения и ответственность за принятое решение Готовность действовать в нестандартных ситуациях Толерантность Способность успешно взаимодействовать с окружающими в различных сферах общения
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Теоретическая основа исследования. Курсы на базе АПК и ППРО в Москве «Содержание и технология работы по комплекту учебников гуманитарного цикла образовательной системы «Школа 2100» в основной школе». Встреча с авторским коллективом создателей учебников по русскому языку и литературе ОС «Школа 2100»,с Т.А.Ладыженской, автором учебника «Риторика» Значимость и важность риторики как предмета в рамках ОС «Школа 2100» Разработка проблемы общеучебных умений авторским коллективом ОС «Школа 2100»
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Цель ОС «Школа 2100» - формирование функционально грамотной личности. Постановка проблемы: С одной стороны, функционально грамотная личность предполагает обязательное наличие коммуникативной компетентности, но с другой стороны, по моим наблюдениям, учащиеся не умеют толерантно строить свои отношения с другими людьми. Проблема: недостаточно сформированы коммуникативные навыки
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Цель исследования: конкретизировать способы эффективного развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности. Задачи исследования: 1. Изучить уровень сформированности коммуникативных навыков учащихся; 2. Разработать и апробировать различные способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности; 3. Описать полученный опыт. Объект исследования: область формирования коммуникативных навыков учащихся. Выбор предмета исследования: Учащиеся 5«А», 8 «А» и 10 классов, их коммуникативные навыки.
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Программа исследования 1 этап: Составление вопросов для анкет Анкетирование Изучение анкет Описание результатов анкет 2 этап: Апробирование различных способов коммуникативных навыков 3 этап: Обобщение опыта работы учителя по способам развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности (элективные курсы и проектная деятельность)
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Анкетирование учащихся 5 класс Что такое общение? Для чего нужно общение? Оцени свой уровень общения. 8 класс Что нужно сделать, чтобы развить умение общаться ? Затрудняют ли тебя публичные выступления с докладами? 10 класс Возросла ли потребность людей в общении в наше время? Умеешь ли ты общаться в жизненно важных коммуникативных ситуациях? Готов ли ты к успешному взаимодействию в другом коллективе? Умеешь ли ты оформлять документы официально-делового стиля?
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Результаты анкетирования 5 класс 1. Слишком упрощенное понимание понятия «общение» и для чего оно нужно учащихся (57%) считают свой уровень общения средним. 9 – хорошим. 8 класс 84% учащихся испытывают затруднения при выступлении (причины: волнение, стеснительность, боязнь сделать что-то не так) 10 класс 17 человек считают, что потребность людей в общении в наше время возросла. 15 – готовы к успешному взаимодействию в другом коллективе. 13 – умеют оформлять документы официально-делового стиля 8 – умеют общаться в жизненно важных коммуникативных ситуациях. Итог: необходима специальная система развития коммуникативных навыков учащихся, в том числе и во внеурочной деятельности.
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы) 5 «А» у.г 6 «А» у.г. 7 «А» у.г. 8 «А» у.г. Элективный курс «Риторика» «Написание сочинений разных жанров» Элективный курс «Риторика» Элективные курсы «Риторика», «Создание путевого очерка», Проектная деятельность «Русская изба»
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры 6 класс класс класс класс класс Элективный курс «Рождение рассказа и сказки» Элективный курс «Заниматель ная орфография» Элективный курс «Написание сочинений разных жанров» Элективный курс «Создание путевого очерка» Спецкурс по русскому языку «Текст как речевое произведение»
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Элективный курс «Создание путевого очерка» 2007 – 2008 – 9 класс 2008 – 2009 – 8 класс Цель курса: Самостоятельное создание творческих работ через знакомство с особенностями написания путевого очерка. Задачи курса: 1. Формирование практического навыка в написании творческих работ 2. Формирование коммуникативных умений 3. Воспитание любви к родному краю через знакомство с его историей, воспитание любви и интереса к русскому языку.
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Основные направления деятельности Освоение теоретического материала по написанию путевого очерка Экскурсионная деятельность (экскурсии по родному краю: село Домнино, село Воскресенье, Иаково-Железноборовский монастырь, Макариево-Писемский монастырь, Ипатьевский монастырь). «Заочные экскурсии» (рассказы очевидцев о жизни в других странах) Написание творческих работ. Сотрудничество с СМИ («Буйская правда», «Буй сегодня», школьная газета «Позитиff»). Презентация работы элективного курса.
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Итоги работы курса подвели сами учащиеся. Научились самостоятельно писать путевой очерк Расширили свои знания об истории родного края Получили положительный эмоциональный заряд Научились лучше взаимодействовать с окружающими.
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Элективный курс «Риторика» Основная идея курса 5 класса - учиться вежливой речи, уважительному, доброму отношению друг к другу. Идея курса 6 класса – будь своему слову господин. Идея курса 7 класса – нравственность человека видна в его отношении к слову (Л.Н.Толстой). Идея курса 8 класса – ответственное отношение к каждому слову. Занятия по риторике – богатый материал для формирования и совершенствования коммуникативных навыков учащихся.
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Проект «Русская изба» Задачи проекта: Сбор, обобщение и систематизация краеведческого материала по истории родного края; Развитие коммуникативных навыков учащихся; Воспитание любви к родному краю через знакомство с его историей.
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Проект «Русская изба» Совместная творческая деятельность учащихся школы и учителей. Впереди у учащихся 8 «А» класса интересная работа: - поездка в музей в г. Буй - посещение библиотек г.п.п. Чистые Боры и г. Буя с целью накопления материала по темам «Устройство русской избы», «История жилища на территории Буйского района» - разработка и проведение экскурсий для учащихся.
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Проектная деятельность позволяет: Формировать коммуникативные навыки; Навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени; Развивать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; Формировать функциональную грамотность школьников, применяя полученные в ходе обучения умения и навыки для решения конкретных задач.
ноябрь, 2008 Л.К.Соколова, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Выводы Учащиеся любого возраста испытывают потребность в эффективном коммуникативном взаимодействии. Учитель – словесник играет большую роль в формировании коммуникативных навыков учащихся. Широкая внеурочная деятельность – важное условие формирования коммуникативной культуры. Способы формирования коммуникативной культуры во внеурочной деятельности: Основная школа - элективные курсы - проектная деятельность Старшая школа - индивидуальная исследовательская деятельность Только системная целенаправленная работа формирует самостоятельную личность, способную к принятию решений и отвечающую за них, способную к творческому подходу к жизни, существованию в условиях выбора, толерантную миру.