Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов
Предметное МО Школа профессионального мастерства Школа передового опыта Педагогическая студия Педагогическая мастерская Мастер-класс Творческие микрогруппы Временные творческие коллективы ВНИКи (временные научно-исследовательские коллективы) Проектные команды Школа исследователя Лаборатория Кафедры Психолого-педагогический консилиум Экспертная группа (экспертный совет) Информационный центр Виды профессиональных объединений педагогов:
Что такое мастер-класс? Занятие, даваемое мастером, на котором опыт и мастерство передается участникам путем прямого и комментируемого показа приемов работы.
Цель мастер-класса - знакомство с авторскими наработками педагога-мастера, освоение и отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания.
Какие задачи решаются на мастер- классе ? обобщение опыта работы педагога- мастера по определённой проблеме передача педагогом - мастером своего опыта, методов, приёмов и форм педагогической деятельности совместная отработка методических приёмов педагога- мастера (приёмов решения проблемы, поставленной в программе мастер – класса) создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмена опытом работы оказание помощи участникам в определении задач саморазвития в формировании индивидуальной программы профессионального самообразования и самосовершенствования
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать, и научу вас». Гибкость, импровизация, творчество в организации, формах и методах, но: 1)желателен диалог, основанием для которого могут служить материалы подготовленные мастером и изученные участниками; 2) освоение содержания и проблематики мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников. Продолжительность мастер-класса от х часов до 2-3-х дней. Количество участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек. В чем особенность мастер-класса как формы ПК?
При подготовке определить: Какие аспекты своего опыта лучше представить для осмысления и освоения в ходе мастер класса? В каком объеме представить примеры практической работы? Как использовать преимущества данного способа? Каким способом лучше представить теоретические и практические наработки для участников? Как организовать коллективную интерпретацию представленного опыта? Какие методические разработки и иллюстрации нужно подготовить и представить для участников? Как обеспечить проведение мастер-класса на качественно высоком уровне?
При подготовке важно: Сочетать теоретико-аналитическое и описательно- методическое начала в подготовке и проведении мастер-класса Быть готовым к теоретико-методическому анализу представляемого опыта Иметь письменно оформленные теоретико- аналитические разработки или иллюстративно методические материалы Определить адекватные формы и способы представления своего опыта
Участники мастер-класса: Участвуют в обсуждении полученных результатов Задают вопросы Получают консультации Предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки Высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем
Какова может быть структура мастер- класса? 1. Введение в мастер-класс, обозначение основных целей и ключевых проблем. 2. Презентация педагогического опыта педагога- мастера (самим мастером или руководителем мастер-класса, методистом). 3. Освоение содержания и проблематики мастер- класса. Участники: - изучают и участвуют в обсуждении представ- ленных методических материалов по теме мастер-класса; - задают вопросы, получают консультации ведущего мастер-класса; - предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; - высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Структура мастер-класса (продолжение) 4.Проведение открытого занятия или имитационной игры с участниками, где демонстрируются приемы педагогической работы. 5.Анализ проведенного занятия (педагогом-мастером; руководителем мастер-класса); вопросы участников к мастеру по проведенному занятию; общая дискуссия; заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям. 6.Моделирование участниками собственных занятий в режиме продемонстрированной педагогической технологии. 7.Подведение итогов мастер-класса: круглый стол, дискуссия по результатам мастер-класса, получение обратной связи от участников.
Алгоритм технологии мастер-класса ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УРОКОВ ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИЯ
Разделы мастер-класса Стратегия Тактика-практика
Каковы критерии качества подготовки и проведения мастер-класса? Эксклюзивность Прогрессивность Технологичность Интерактивность Мотивированность участников Проявление творческой активности Оптимальность Профессионально-личностные качества педагога-мастера
Мастер Его опыт, предъявляемый в конкретных методических продуктах В описаниях идеи, лежащей в основе конкретных приемов деятельности Средств осуществления деятельности, которые изменили результативность самой деятельности, направленной на решение конкретных задач Яркая индивидуальность Собственный подход к решению профессиональных задач Индивидуальный стиль деятельности
Какими умениями должен владеть мастер? Уметь технологически описывать свой педагогический инновационный опыт. Уметь готовить рекомендации для коллег по использованию авторских методов и приемов работы. Владеть методическими приемами разработки и ведения мастер-класса. Умение работать со взрослыми: вести диалог с коллегами, организовать активную деятельность участников.
Чем мастер-класс отличается от педагогической мастерской?
Спасибо за внимание