Обучение с учетом функциональной организации полушарий мозга как вариант индивидуально - дифференцированного подхода. Коробейникова Е.А. заместитель директора по УВР МОУ СОШ 3 Октябрьского района
Цель: презентация опыта работы с учетом функциональной организации полушарий мозга.
План семинара Как определить тип функциональной организации? Какие существуют методики, рекомендации для обучения с учетом функциональной организации полушарий мозга? Использование методик обучения разнополушарных детей на практике, в методической работе.
Характеристики Существует три типа функциональной организации полушарий мозга. - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий - смешанный тип. - доминирование левого полушария (словесно- логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению) - доминирование правого полушария (конкретно- образное мышление, развитое воображение)
Процесс получения, приобретения и использования информации 2. Мышление 3. Память 4. Общая характеристика интеллекта дедуктивное спонтанное синтетическое наглядно-образное эмоциональное рациональное абстрактное аналитическое программируемое индуктивное невербальное интуитивное приверженцы практики приверженцы теории логическое вербальное слухоречевая произвольная смысл запоминающая непроизвольнаяобразная смысл запечатлевающая визуальное целостное аудиальное дискретное эмоционально чувственное аналитическое рассуждение абстрактное конкретное 1. Восприятие
Левополушарные учащиеся Рабочая полусфера - правая Темная доска - светлый мел Условия необходимые для успешной учебной деятельности: - детали - абстрактно-линейный стиль изложения информации - тишина на уроке - работа в одиночку - многократное повторение - задание на поиск ошибок - задание в символах Методы проверки: Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы открытого типа (выбрать готовый вариант ответа).
Правополушарные учащиеся Особенности организации работы Рабочая полусфера - левая Светлая доска - темный мел Контекст Связь информации с реальностью, практика Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Работа в группах Схемы, таблицы, карточки Ролевые игры, инсценировка Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы закрытого типа (собственный развернутый ответ)
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ 1. Люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. 2. Левополушарные обладают чувством времени, мышечно выносливы. 3. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся. 4. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. 5. Среди левополушарных инженеры, математики, философы, лингвисты ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ 1. Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое целостное восприятие мира. 2. Правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений 3. Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. 4. Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. 5. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы
Перцептивное пространство Левополушрные. Получать информацию с правой стороны Правополушарные. Получать информацию с левой стороны Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий.
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Б.Паскаль Цель проекта: повышение качества знаний учащихся путем создания условий для внедрения новых технологий, учитывающих особенности детей с разным типом мышления.
Ожидаемые результаты реализации проекта: Создание творческой группы (не менее 5-7 педагогов) Овладение методами диагностики. Овладение методами работы, определяющими основные виды деятельности детей с разным типом мышления. Знания и умения педагогов в области организации и осуществлении методической деятельности в образовательном процессе. Создание комфортных условий учащимся, дифференцированный подход для освоения изучаемого материала, применение методик здоровьесбережения с учетом психофизиологических особенностей учащихся. Повышение качества знаний учащихся.
Результаты диагностики во 2 а, б, 4б, 5б, 6 классах Цель: выявление ведущих репрезентативных систем, определение ведущего полушария. Всего обследовано: 102 ученика
КлассПравополушарныеЛевополушарныеСмешанный тип 2а (23уч.) б (22уч.) б (21уч.) б (13уч.) 193 6а (23уч.) 5126 Итого186519
Вариант составления план-конспекта урока Тема Планирование Педагогические технологии Демонстрационный опыт Наглядный материал Практическая работа Тип расчетных задач Форма и методы контроля Гуманитарный фон
Оформление практической работы Практическая работа Цель Оборудование Реактивы Правила ТБ Алгоритм работы Наблюдения Уравнения реакций Гуманитарный фон Выводы
Практическая работа 1 Признаки химических реакций
Инструкция к практической работе 1 Цель работы ОборудованиеРеактивыПравила ТБ Гуманитарный фон (Практическое применение знаний) Уравнения реакций Наблюдения Ход опытов 1, 2 Пробирки Спиртовка Лучина Тигельные щипцы Cu HCI, H 2 SO 4 CaCO3, KCNS, FeCI3 Na 2 SO 4, BaCI 2 ТБ при работе со спиртовкой ТБ при работе с кислотами Выводы Ход опытов 3,4 Cu+O 2 CaCO 3 +HCI CuO+H 2 SO 4 KCNS+FeCI 3 Na 2 SO 4+ BaCI 2
Практическая работа 1 Цель работы ОборудованиеРеактивыПравила ТБ Гуманитарный фон (Практическое применение знаний) Уравнения реакций Наблюдения Ход опытов 1, 2 Исследовать признаки химических реакций Пробирки Спиртовка Провести эксперимент Лучина Тигельные щипцы Cu HCI, H 2 SO 4 CaCO3, KCNS, FeCI3 Na 2 SO 4, BaCI 2 ТБ при работе со спиртовкой ТБ при работе с кислотами Выводы Ход опытов 3, 4 Cu+O 2 CaCO 3 +HCI CuO+H 2 SO 4 KCNS+FeCI 3 Na 2 SO 4+ BaCI 2 1)Проволока чернеет, при t образуется голубой раствор 2) Выделяется газ, лучина тухнет 3)Образуется красно- бурый раствор 4)Выпадает белый осадок 2Cu+O 2 = 2CuO соединение CuO+H 2 SO 4 =CuSO 4 + H 2 O обмен CaCO 3 +2HCI=CaCI 2 + CO 2 + H 2 O обмен 3KCNS+FeCI 3 =3KCI+Fe(CNS) 3 обмен Na 2 SO 4 +BaCI 2= 2NaCI+BaSO 4 Изменение цвета Выделение газа Выпадение осадка Наблюдали признаки химических реакций 1)CO 2 –газ, не поддерживает горение 2) О химическом явлении можно судить по признакам реакции