Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского
Тема: Исследовательский подход в обучении как методологическая основа успешной социализации школьников
Цель работы учителей кафедры: Создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию исследовательской деятельности учащихся на базе предметов естественного цикла
Задачи: Совершенствование уровня профессиональной компетенции педагогов в образовательно-воспитательном процессе; Разработка механизма и организация сопровождения личности учащегося в процессе обучения и воспитания; Обеспечение оптимального развития гимназического пространства и его взаимодействия с социальным окружением.
Принципы жизнедеятельности кафедры ПРИНЦИП гуманного взаимодействия субъектов деятельности; ПРИНЦИП индивидуально-личностного подхода; ПРИНЦИП единства свободы и ответственности.
Базовые теоретико-методологические идеи кафедры 1. Системный, личностно-деятельностный подходы как основополагающие в организации работы кафедры по всем направлениям. 2. Интеграция, как системообразующая идея работы кафедры, рассматриваемая в нескольких аспектах: Интеграция предметов естественного цикла; Интеграция предметов естественного цикла и экологии; Интеграция науки и практики (интеграция научных исследований с педагогическим процессом); Интегративные тенденции в образовании как предмет педагогического исследования.
Учебно-методическая деятельность Цель : повышение научной информативности в области знаний учебного предмета и смежных дисциплин; совершенствование технологии обучения. Проблемное обучение; Индивидуальное обучение; Метод проектов; Дифференцированное обучение: - профильное обучение; - элективные курсы; - факультативные курсы.
Научно-методическая и научно-исследовательская деятельность Цель: формирование личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры. Формы работы: Организация и проведение исследовательской работы; Разработка методической документации; Повышение квалификации; Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.
Организация и проведение исследовательской работы. Разработка и апробация авторских программ; Изучение теоретического материала; Участие в семинарах, научно-практических конференциях, совещаниях; Написание методических пособий; Создание элективных курсов; Издание статей в сборниках.
Разработка методической документации Работа по составлению учебных планов и программ; Разработка положений о конкурсах, олимпиадах; Разработка методик диагностики учащихся.
Повышение квалификации Сотрудничество с Восточно-Сибирским Центром развития педагогической науки и образования МАНПО; Учеба на курсах повышения квалификации в ИИПКРО, ИГПУ; Работа с научно-методической литературой; Проведение открытых уроков; Сопровождение научно-исследовательской работы учащихся.
Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта Обобщение педагогического опыта, обмен опытом; Оформление результатов опыта в виде доклада, статьи; Презентация и распространение инновационных наработок в образовательный процесс; Мастер-класс, педагогическая мастерская; Оказание методической помощи.
Научно-исследовательская деятельность учащихся Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний.
Научно-исследовательская деятельность учащихся Создание творческих групп учителей и учеников; Психологические диагностики; Информационная работа: создание методического пособия по исследовательской деятельности учащихся; организация курсовой подготовки для учащихся. Формирование портфолио. Участие в гимназических научно-практических конференциях «Ступени» и «Серебряный росток». Городские НПК школьников.
Воспитательная деятельность Цель: формирование познавательного интереса гимназистов, развитие и совершенствование их творческих и коммуникативных способностей. Уроки, интегрированные уроки и внеклассные мероприятия; Предметные конкурсы, турниры, викторины; Неделя Творчества кафедры естественных наук.
Прогноз реализации концепции учителей кафедры естественных наук Образ выпускника Умение самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике. Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи. Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения. Быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах. Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Перспективный план реализации концепции кафедры естественных наук
Результаты реализации Концепции кафедры естественных наук