НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Ничто не свободно так, как мысль человека. Дэвид Юм
ЧТО ТАКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ? НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – процесс выработки новых научных знаний НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – процесс выработки новых научных знаний
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ – извлечь нечто « из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных случайных предметах. ИССЛЕДОВАНИЯ – извлечь нечто « из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных случайных предметах. В математике такой подход называется «решением обратной задачи» - по данным измерений в разных точках восстановить весь ход явлений. В математике такой подход называется «решением обратной задачи» - по данным измерений в разных точках восстановить весь ход явлений.
Что такое исследовательская работа ? Исследовательская работа - особый вид деятельности, где деятельность есть активное взаимодействие субъекта и объекта Исследовательская работа - особый вид деятельности, где деятельность есть активное взаимодействие субъекта и объекта
На чем основана научно- исследовательская деятельность? Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленных на решение проблемных задач и ситуаций.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Постановка задачи, предварительный анализ информации условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; Постановка задачи, предварительный анализ информации условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; Планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; Планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; Получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в практику Получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в практику
Формы организации исследовательской деятельности. Поисковая работа в рамках учебного занятия (создание картотек, их обработка и получение теоретического продукта). Поисковая работа в рамках учебного занятия (создание картотек, их обработка и получение теоретического продукта). Анализ проблем в рамках изучаемых тем Анализ проблем в рамках изучаемых тем Индивидуальные и групповые образовательные проекты теоретического и практико- ориентированного характера Индивидуальные и групповые образовательные проекты теоретического и практико- ориентированного характера
II.Подготовка к проведению научного исследования 1. Объектная область, объект и предмет. Объектная область Объектная область Объект исследования Объект исследования Предмет исследования Предмет исследования 2. Тема, проблема и актуальность исследования Тема Тема 3. Изучение научной литературы и уточнение темы. 4. Определение гипотезы 5. Цель и задачи исследования. 6. Определение методов исследования. Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы и уточнение темы Формулирование гипотезы Формулирование цели и задач исследования
Цель и задачи исследования. Цель и задачи исследования. Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Можно поставить целью: выявить… выявить… установить… установить… обосновать… обосновать… уточнить уточнить разработать…. Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели. разработать…. Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели. Задачи принято делить на практические и познавательные. Задачи принято делить на практические и познавательные. Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности. Второй тип задач включает подуровень эмпирических познавательных задач
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Метод – это способ достижения цели исследования, путь познания истины, сущности предметов и явлений. Метод – это способ достижения цели исследования, путь познания истины, сущности предметов и явлений. Методы теоретическиеэмпирическиематематические
Проведение исследования включает в себя два последовательных элемента: 1.Собственно проведение 2. Аналитический, рефлективный этап. Проведение научного исследования
Оформление научно-исследовательской работы. Оформление научно-исследовательской работы. Формы представления результатов научной работы : текст научного сочинения, статья, тезисы, доклад, научное сообщение,отчет и т.д. Квалификационная работа имеют строго определенную структуру: Титульный лист Титульный лист Оглавление Оглавление Введение Введение Основная (содержательная часть) Основная (содержательная часть) Заключение Заключение Библиографического список Библиографического список Приложение Приложение Иллюстрации Иллюстрации Таблицы, Таблицы, Цитаты в тексте работы Цитаты в тексте работы
Для формирования навыков исследовательской деятельности учитель должен научить школьников: - выявлять проблему; - выявлять проблему; - формулировать цель исследования; - формулировать цель исследования; - выдвигать гипотезу, которая обязательно должна быть согласована с целью; - выдвигать гипотезу, которая обязательно должна быть согласована с целью; - выбирать методы исследования, адекватные поставленной цели; - выбирать методы исследования, адекватные поставленной цели; - разрабатывать план исследовательской работы; - разрабатывать план исследовательской работы; - прогнозировать результаты исследования; - прогнозировать результаты исследования; - анализировать полученные результаты. - анализировать полученные результаты.
Классификация творческих работ Реферат Реферат Экспериментальные Экспериментальные Проектные Проектные Натуралистические описательные Натуралистические описательные Исследовательские Исследовательские
Типы учащихся «исследователей» - учащийся добросовестно и энергично выполняющий требования, но остающийся в рамках первоначально найденного способа действий (пассивный уровень интеллектуальной активности) - учащийся добросовестно и энергично выполняющий требования, но остающийся в рамках первоначально найденного способа действий (пассивный уровень интеллектуальной активности) - учащийся – экспериментатор (эвристический уровень интеллектуальной активности) - учащийся – экспериментатор (эвристический уровень интеллектуальной активности) - учащийся, который обнаружив закономерность, задает себе вопросы типа: «А что за этим стоит?» и движется дальше (креативный уровень интеллектуальной активности) - учащийся, который обнаружив закономерность, задает себе вопросы типа: «А что за этим стоит?» и движется дальше (креативный уровень интеллектуальной активности)
Определение лимитирующего вещества фотосинтеза Добавлен раствор, содержащий 0.01 М нитрат- иона Добавлен раствор, содержащий 0.01 М нитрат- иона Добавлен раствор, содержащий 0.01 М иона аммония Добавлен раствор, содержащий 0.01 М иона аммония
Определение лимитирующего вещества фотосинтеза Добавлен раствор, содержащий М гидрофосфат-иона Добавлен раствор, содержащий М гидрофосфат-иона Контрольные сосуды (растворы содержащие биогенные элементы не добавляли) Контрольные сосуды (растворы содержащие биогенные элементы не добавляли)
Урок-исследование в 10 е/н классе
РАБОТА В ГРУППАХ
ДОКЛАД КУДРЯВЦЕВА Н. на научно-практической конференции лицея
Для конференции ничего не жалко, даже личного компьютера
Производственная практика в лабораториях СО РАН
Результативность участия в научно-практических конференциях 2002 год- Кузнецов Алексей, Рогалев Александр- III место на конференции «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» 2003 год – Похорукова Юля- финал конкурса В.И.Вернадского «Лучшая исследовательская работа» (г.Москва) 2004 год – Похорукова Юля –III место IV Региональная научная и инженерная выставка «Шаг в будущее» год – Похорукова Юля - III место международная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» (секция школьников), г.Новосибирск 2006 год- Карих Павел- финал Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся образовательных учреждений, посвященных 175-летию Д.И.Менделеева, г.Москва
КАК ПОПАДАЮТ НИТРАТЫ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ? Нитраты попадают в организм человека Через продукты питания Лекарственные препараты Через питьевую воду
Основные сведения о содержании нитратов в овощах
График зависимости между содержаниями нитратов и аскорбиновой кислотой
ПОЭТАПНОЕ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ Последовательность этапов исследовательской работы Развиваемые навыки ученика- исследователя Выбор темы Способность ориентироваться в современных тенденциях науки Постановка цели, задачи Умение ставить перед собой цель и последовательно продвигаться к ее достижению Изучение литературных данных Самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний Составление схемы эксперимента Логичность и абстрактность мышления
ПОЭТАПНОЕ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ Последовательность этапов исследовательской работы Развиваемые навыки ученика- исследователя Выбор и освоение метода исследования Объективность в оценке допустимой сложности исполнения и погрешности метода Проведение исследований и компьютерная обработка результатов Уверенность в работе с лабораторным оборудованием, трудолюбие, наблюдательность Формулировка выводов Умение кратко и логично представлять полученные результаты Оформление работы и презентации Логичность отображения хода исследования, творческий подход к оформлению работы Защита УНИР Ответственность за полученные результаты, дружеское восприятие аудитории и членов жюри в качестве опытных советчиков