ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАНИИ ОБРАЗОВАНИИ
Главные изменения в общественном развитии bускорение темпов развития bразвитие инновационных технологий bинформатизация bпереход к рыночным отношениям
Цели современного школьного образования bГотовить учащихся к жизни в быстро меняющемся обществе bФормировать такие качества как мобильность, динамизм, конструктивизм bзапуск механизмов самообразования и саморазвития
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1 bПbПbПbПортфолио – это личная папка достижений, способ фиксировния, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определенный период времени
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2 bПbПbПbПортфолио – это одновременно форма, процесс организации и технология работ учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности.
ФИЛОСОФИЯ ПОРТФОЛИО b смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету b Ингеграция количественной и качественной оценок b Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
b Самое главное не портфолио (папка) как таковое, а ПОРТФОЛИО - ПРОЦЕСС - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемых вокруг портфолио
Саморефлексия учащегося - это сердце портфолио - процесса b Метарефлексия собственного учебного пути - как я обдумывал тему, организовывал свою работу, насколько успешна моя стратегия обучения b рефлексия по поводу проблемы, являвшейся учебной темой
Виды учебных портфелей b В зависимости от цели - портфолио - собственность и портфолио-отчет b По содержанию - портфолио достижений, рефлексивный, прблемно-ориентированный, для развития навыков мышления, тематический
Структура портфолио : b Портрет b Коллектор b Рабочие материалы b Мои достижения
Портрет(самопрезентация) b Мое жизненное кредо b Познаю себя b Кто я b Самореклама b Моя биография b Родители обо мне b Проблемные вопросы b Творческие работы о себе
Рубрики для раздела Коллектор b Теоретический монолог b Что бы это значило b Статистические данные b Законы, принципы, правила b Советы учителя - учебные стратегии и (умения для формирования учебной компетенции (метакогнитивные, учебно- информационные, стратегии учебного сотрудничества)
Рубрики для раздела Рабочие материалы b Письменная работа b График-органайзер b Вопросы без ответа b Вредные советы b Творчество друзей b Практическое применение знаний b Банк идей b Что будет,если… b Диверсант b Девиз, эмблема, реклама темы b Темы для исследования b Курьезы, анекдоты b Параллельные миры
Рубрики для раздела Мои достижения b Неотправленные письма b Стимулы к учебы b Стимулы успеха b Мои открытия b Размышления о занятии
Содержание портфолио b домашние работы b результаты тестов b результаты групповой работы b алгоритмы решения учебных задач b проекты b творческие работы b краткие записи b аудио и видео - материалы b фотографии b графики- органайзеры b схемы, таблицы, графики b диаграммы
(продолжение) b Анкеты b интервью b вопросы по ходу работы b дневники наблюдений b рефлексия b самооценка b письма учителю b Постановка и обоснование цнлей b записи докладов, выступлений b компьютерные программы b описание экспериментов b грамоты,справки,се ртификаты
Организация работы b 1 этап - подготовительный b 2 этап - процесс работы b 3 этап - рефлексия собственной деятельности
Идея ОЦЕНИВАНИЯ b оценивается не просто достижение, но и пройденный учеником путь обучения b самооценка - ученик сам решает, что он хочет положить в свой портфель b критерии оценки вырабатываются в договорном режиме
Как оценивается портфолио Самый высокий уровень (отлично) – портфолио характеризуется всесторонностью, свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, творческом отношении к предмету
Высокий уровень (хорошо) – портфолио демонстрирует солидные знания и умения, но в нем может быть не значительно выражен элемент творчества и оригинальность.
Средний уровень (удовлетворительно) – элемент творчества отсутствует, не продемонстрированы прикладные умения.
Слабый уровень – неинформационный портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях учащегося (отрывочные задания из разных категорий, не полностью выполненные задания, невозможно определить процесс в обучении и уровень сформированности знаний).
Механизм оценки b Оценивается только процесс и характер работы над портфолио b оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио b оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как средняя арифметическая b оценивается окончательный вариант по заданным критериям
(продолжение) b Оценивается не толко сам портфолио, но качество его презентации b портфолио не оценивается, а учащийся выбирает отдельные его части для презентации на итоговом занятии
Критерии оценивания определяются совместно с учащимся b Наличие обязательных рубрик и выводов b использование исследовательских методов работы b проективный характер портфолио b личноостная привязка содержания b качество офомления b анализ полезности портфолио для самого учащегося
Способы оценивания b Таблица «П.С.В.» (Положительно.Советы. Вопросы) b таблица» Д.В.П» (Достоинства.Вопросы.Пожелания) b таблица «И.Т.О.Г.» И - Интересные моменты, Т - Темы, раскрытые и обоснованные, О - Общие сведения, Г - Главные выводы b трансфертный лист
Этапы освоения портфолио b 5 -6 класс знакомство с портфолио, осваивание структуры, состоящей из рубрик b 7 -8 класс - осваивание обязательной и вариативной частей b 9 класс - осваивание 4 разделов и портфолио- достижений b класс - профильный портфолио
Функции Портфолио b Диагностическая b Целеполагания b Мотивационная b Содержательная b Развивающая b Рейтинговая b Самоконтролирующая b Самообучающая
Преимущества электронного портфолио b Возможности для получения, хранения, сортировки, систематизации больших объемов информации b Мобильность и гибкость при работе с разветвленной содержательной структурой b Широкие возможности для художественного и и графического оформления работ
( продолжение) b Возможность работать в собственном темпе b Возможность выбора путей и способов обучения b Возможность создания своего личного учебного средства,обеспечивающего вовлеченность и ответственность за ход учебного процесса
Экзамен в форме Портфолио b Работы, собранные в Портфолио можно предъявить 3 лицам. b Во время экзамена учащиеся рассказывают о предмете, о результатах, о процессе работы, отвечают на вопросы b Работа оценивается по 3 уровням и сопровожается устным комментарием комиссии
Языковое портфолио b Подробно разработаны все этапы работы и формы оценки языковой компетентности b Выделены уровни языковой компетентноси b Даны таблицы оценки и сомооценки b Для каждой ступени и каждой составляющей языковой компетентности формулируется четкое описание умения от первого лица как самооценка достижений