Заседание переговорной площадки «Перспективы работы по основным направлениям начального общего образования» Категория участников заседания: зам по УВР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Advertisements

Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 47» г.Оренбург.
Нормативно правовое обеспечение внедрения курса ОРКСЭ на муниципальном уровне.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» C. Л. Т ЕТЕРИНА, заместитель директора Департамента общего образования.
Горбунова Людмила Ивановна, главный специалист управления образования О введении ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях города Таганрога.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Методическое сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС С.Н. Ямшинина, АПКиППРО г. Москва.
Первые итоги опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в МОУ «Краснохолмская.
П/пМероприятияСрокиПредполагаемые результатыОтветственные.
Организация работы по подготовке к переходу МОУ городского округа Тольятти на ФГОС в учебном году Сергеева О. А., начальник отдела общего и дополнительного.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения.
Организация работы школы в пилотном режиме по внедрению ФГОС в образовательный процесс Шаг1.Создание совета и рабочей группы для разработки и управления.
Промежуточные итоги экспериментального этапа введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных.
Научно-методическое сопровождение ФГОС НОО в Забайкальском крае Л.К. Портнова, проректор по учебной работе Забайкальского краевого института повышения.
Об итогах реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения ФГОС НОО Руцкая И.В., ведущий.
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
Транксрипт:

Заседание переговорной площадки «Перспективы работы по основным направлениям начального общего образования» Категория участников заседания: зам по УВР начального общего образования Ведущий заседания: С.В. Ятченя, методист ИМО УО

Обсуждаемые вопросы: 1. Перспективы работы по основным направлениям МР начального общего образования: -переход на новые образовательные стандарты (внедрение ФГОС НОО в пилотной школе (базовой площадке); организация внедрения ФГОС НОО на муниципальном уровне (преемственность ); -эксперимент по апробации курса ОРКСЭ в 4и 5 классах; - система поддержки талантливых детей ( работа с одаренными детьми). 2. Подготовка к итоговому мероприятию по ОРКСЭ 3. Разное

Основные направления работы начального общего образования: 3 Переход на новые образовательные стандарты: -внедрение ФГОС НОО в пилотной школе; -организация внедрения ФГОС на муниципальном уровне Переход на новые образовательные стандарты: -внедрение ФГОС НОО в пилотной школе; -организация внедрения ФГОС на муниципальном уровне Эксперимент по апробации курса ОРКСЭ в 4 и 5 классах Система поддержки талантливых детей (Работа с одаренными детьми). Работа с родителями

Первое направление - переход на новые образовательные стандарты: 1.внедрение ФГОС НОО в пилотной школе (базовой площадке); 2.организация внедрения ФГОС НОО на муниципальном уровне (преемственность)

5 АПК ИПК ОУ 3 ДОУ 31 ОУ 3 ДОУ 31 ОУ 16 ДОУ 41,48,50 ОУ 16 ДОУ 41,48,50 ОУ 17 ДОУ 24 ОУ 17 ДОУ 24 ОУ 8,11,14,15,19 ДОУ ОУ 8,11,14,15,19 ДОУ ОУ 2,5,7,9, 13 ДОУ ОУ 2,5,7,9, 13 ДОУ ОУ 1,4,10,12,18 ДОУ ОУ 1,4,10,12,18 ДОУ Переговорная площадка Муниципальные команды Школьные команды УО Структурная модель деятельности муниципальной системы образования по организации внедрения ФГОС Базовая площадка 6 ДОУ 44,25 Инновационная команда

С целью организации исполнения ключевых инициатив "Наша новая школа" в учебном году муниципалитету предстоит организовать подготовку команд образовательных учреждений города к переходу на новые образовательные стандарты начального общего образования

Ресурс образовательного пространства города Ачинска: - пилотная школа 6, - школы 3,16,17, - инновационная команда

Состав инновационной команды Ятченя С.В. – методист начального общего образования, руководство инновационной командой, обеспечение взаимодействия инновационной команды с другими структурами и общественностью Бернгардт Т.Д. – учитель начальной школы МОУ «СОШ 16», тьюторское и информационное сопровождение Баева Е. Н. - учитель начальной школы МОУ «СОШ 6», участник базовой площадки по внедрению ФГОС, тьюторское сопровождение Романова И. А. –заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ 6», тьюторское сопровождение Иванова Ж.Н. – методист центра «Спутник», психологическое сопровождение команд, консультирование, проведение тренингов

Деятельность инновационной команды Теоретический блок Разработческий блок Экспертный блок 1.Образователь ное простран ство ОУ 2.ООП НОО: структура и наполнение 3. УУД: программа формирования УУД 1.Образователь ное простран ство ОУ 2.ООП НОО: структура и наполнение 3. УУД: программа формирования УУД 1.Модель образовательно го пространства ОУ 2. ООП НОО 3. Задания по формированию УУД 1.Модель образовательно го пространства ОУ 2. ООП НОО 3. Задания по формированию УУД 1.Экспертиза модели образовательног о пространства ОУ 2.Экспертиза ООП НОО 3*. Внешняя экспертиза продуктов (возможна) 1.Экспертиза модели образовательног о пространства ОУ 2.Экспертиза ООП НОО 3*. Внешняя экспертиза продуктов (возможна) Сроки: ноябрь-декабрь Сроки: ноябрь-декабрь Сроки: январь-март Сроки: январь-март Сроки: апрель Сроки: апрель

Установка на работу: обсудить 10 Существующие проблемы Существующие проблемы через Обмен опытомРесурсПока не сняли Как? Уров ень Мера отв. Способы их устранения

Проблемы, вопросы: -Как организовать работу с родителями на уровне образовательного учреждения, чтобы она не носила формальный характер? -Как мотивировать педагогов? -Как организовать информирование педагогической и родительской общественности, чтобы каждый участник образовательного процесса знал об организуемой деятельности, о результатах? -Как организовать работу в ОУ, чтобы педагоги знали основные документы? -Что нужно сделать, чтобы педагоги знали свои должностные обязанности и меру ответственности? -Как организовать педагогам свою деятельность, чтобы не испытывать дефицита во времени? 11

Мера ответственности субъектов образовательного процесса?

Мера ответственности ПозицияНесет ответственность за… (деятельность) Ожидаемый результат родитель учитель психолог социальный педагог представитель управляющего совета руководитель ШМО зам по УВР руководитель ОУ ?

Второе направление- эксперимент по апробации курса ОРКСЭ в 4и 5 классах

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения.Министерством образования и науки Российской Федерации

«Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур». Андрей Фурсенко 16

Проект Муниципальная организационная структурная модель апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» г.Ачинск Образовательные учреждения Родитель ская обществен ность Админист рация и педагоги Управляю щий совет 17 Администрация города Управление образования Центр гражданства и права ИПК вузы Переговорная площадка Педагоги, апробирующие курс, методист УО, специалист УО, зам по УВР Учреждения культуры Религиозные конфессии АПК МО 1модуль1модуль 1модуль1модуль 2модуль2модуль 2модуль2модуль 3модуль3модуль 3модуль3модуль 4модуль4модуль 4модуль4модуль ГМО Временные рабочие группы (9) Сетевое образовательное сообщество

Руководитель городского методического объединения педагогов, апробирующих курс ОРКСЭ Учитель начальных классов, высшее образование, ВКК, стаж-31г Модуль «Основы светской этики» В состав ГМО входит 50 педагогов. Это педагоги : начальной школы и учителя- предметники (учителя русского языка и литературы, учителя истории и др.). 18

Двойная экспериментальная работа: участие в федеральном эксперименте по преподаванию курса и в апробации его учебно-методического сопровождения Этапы работы: Подготовительный этап: сентябрь 2009-март 2010г; Первый этап апробации курса ОРКСЭ: апрель- май 2010 Промежуточная рефлексия первых итогов реализации проекта и коррекция плана реализации программы: май – август 2010г Второй этап апробации курса ОРКСЭ: сентябрь-октябрь 2010г Цель направления: реализация проекта апробации учебного комплексного курса ОРКСЭ по организации и введению его на территории города Ачинска. Цель методической службы: методическое сопровождение апробации комплексного учебного курса на муниципальном уровне. 19

В рамках методического объединения начали работать временные рабочие группы Рабочая группа 1- по подготовке и проведению итогового городского мероприятия Рабочая группа 2 - по разработке схемы работы с родителями в урочной и внеурочной деятельности (ТЗ: по подготовке общего выступления по выбору для родителей сопровождаемое презентацией). Рабочая группа 3 - по разработке тестовых заданий для участников апробации Рабочая группа 4- по отслеживанию результатов учащихся (учебные достижения) и педагогов Рабочая группа 5- по созданию электронного каталога открытых уроков, занятий на сайте УО Рабочая группа 6- по разработке и проведению анкетирования, интервьюирования участников апробации (разные категории: ученик, родитель, педагог, зам по УВР, рук ОУ) 20

ТЗ Рабочая группа 7- по разработке и реализации проекта «Летопись ОРКСЭ» Рабочая группа 8 - по организации сетевого образовательного сообщества по курсу ОРКСЭ Рабочая группа 9- по подбору заданий формирующих УУД; по установлению межпредметной системы связей в учебно- воспитательном процессе между модулями курса, а также другими предметами: окружающий мир, русский язык, литература, история и др ТЗ: подготовить макет ресурсной карты учреждений культуры города Ачинска, презентовать ее на переговорной площадке 20 октября 2010г. Макарова Людмила Александровна и Юрикова Марина Васильевна, учителя начальных классов школы

Проблемы: - Как решить труднейшие культурологические, этические, правовые, психологические, дидактические и воспитательные проблемы возникающие во время эксперимента ? - Как организовать работу с родителями, чтобы она из формальной перешла в эффективную? Как преодолеть сопротивление родителей? - Как преодолеть сопротивление педагогов и мотивировать их? - Как организовать выбор курса родителями, законными представителями? 22

-Как соблюсти чистоту эксперимента? -необходимо, чтобы выбор модуля осуществляли родители, законные представители; - курс должны преподавать проученные кадры; - должно быть материально – техническое обеспечение курса (ссылка на Программы, с ); - курс должен вестись систематически (даже если один учитель в школе и он заболел); - ОУ должно обеспечить достижение участниками личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания курса (ссылка на Программы, с 6-8). - своевременно информировать общественность о ходе эксперимента: - педагог должен использовать в своей работе современные технологии, современные методики: проектные методы, эвристические, информационно- коммуникационные технологии, Игровые методики: ролевые (деловые) игры, театрализованные представления, урок "эстафета знаний" и другие

Мера ответственности ПозицияНесет ответственность за… (деятельность) Ожидаемый результат родитель учитель психолог социальный педагог представитель управляющего совета руководитель ШМО зам по УВР руководитель ОУ ?

- Какие задачи могут быть возложены на управляющий совет?

Задачи, которые могут быть возложены на управляющий совет: -разработка и утверждение локальных нормативных актов, обеспечивающих введение и реализацию курса; -согласование включения курса в образовательную программу школы; -согласование программы курса; -утверждение программы реализации курса; -утверждение программы (плана) взаимодействия с родителями по реализации курса (самостоятельной или как подпрограммы программы реализации курса); -осуществление мониторинга и общественного контроля за реализацией курса; -утверждение публичного доклада, включающего результаты мониторинга реализации курса

Проблема: Как организовать работу с родителями, чтобы она из формальной перешла в эффективную?

- Основные направления взаимодействия с родителями?

-Основные направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями? Информирование и просвещение родителей о целях, задачах, содержании, порядке реализации курса; 2.Организация выбора родителей модулей курса; 3.Формирование курса на основе родительского выбора, определение потребностей учащихся и их родителей, а также собственных возможностей школы в организации образовательного процесса (программа ОРКСЭ, материально - техническое обеспечение курса, с 23-24); 4. Информирование родителей о ходе и результатах реализации курса; 5.Вовлечение родителей в реализацию курса; 6.Реализация мониторинга и экспертизы реализации курса

Необходимо!!!!!!! Четко определить роль, функции каждого в рамках реализации курса и механизм координации их действий, т к это обеспечит учет интересов всех сторон, гибкую настройку системы в изменяющихся условиях и общую продуктивность работы. Это: -договор с родителями; -программа (план) совместной деятельности

-Как происходит информирование и просвещение родительской общественности о реализации курса?

Формы информирования и просвещения родительской общественности о реализации курса: -распространение издаваемых на федеральном уровне книг и памяток для родителей; -распространение буклетов и иных информационных, презентационных материалов, подготовленных в субъекте РФ, муниципалитете, школе; -выступления и/или презентации курса для родителей; -папка с информацией и материалами курса, которая постоянно находится в месте, доступном для родителей, например, в канцелярии школы; -информационный стенд о курсе или раздел на информационном стенде школы; -информация (программа курса, программа (план) взаимодействия школы и родителей, разработки учителей, фотографии с занятий, новости о реализации курса); -рассылка информации и материалов курса по электронной почте. Информирование и просвещение родителей не должно сводиться к трансляции информации

Информирование общественности по курсу ОРКСЭ муниципалитетом Информирование общественности через: -сайт управления образования (анонс, новость, статья, материалы по направлению), -информационное письмо, информационно- аналитическое письмо в ОУ, -заседание переговорной площадки, -совещание; -печать (статья) 33

Открытость процесса и результатов В план реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе» необходимо включить внутришкольный мониторинг. Информация, полученная в ходе мониторинга, должна быть открыта для родителей

- Существует ли сопротивление среди участников эксперимента? Категории участников апробации курса (позиция) В чем сопротивление? С чем оно связано? Как его преодолеть? Конкретные шаги ученик родитель педагог администрация

«Основы религиозных культур и светской этики» ОРКСЭ

37

38

Наиболее актуальными задачами апробации курса ОРКСЭ являются: -развитие нравственного образования как наиболее результативного, с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов; - обеспечение высокой мотивации детей к освоению нового учебного предмета; - системно- деятельностный подход в практике преподавания курса ОРКСЭ; -использование проектных методов, вовлекающих школьников в исследовательскую деятельность; -использование эвристических и других интерактивных методов, новейших образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность уроков по курсу ОРКСЭ; -разработка новых учебных технологий и учебных материалов, использование информационно-коммуникативных технологий; -создание условий для своевременного, качественного повышения квалификации работников образования, реализующих в образовательных учреждениях курс ОРКСЭ 39

Риски: - недостаточное личностное развитие учителя, ведущего данный курс (способен ли учитель адекватно преподавать курс «Основы религиозных культур и светской этики»); - предпочтение педагогом какой-либо одной религии, что может вызвать у детей непринятие иной веры; -снижение мотивации участников за счет отсутствия материальной поддержки и системы стимулирования их труда в ОУ; - отсутствие системного подхода в управлении 40

Статистика Педагоги Апрель-май 2010г, 4класс Преподавали курс - 45 учителей начальной школы и учителей- предметников, из них 82,2%( 37) педагогов начальной школы и 17,8% (8) учителей -предметников(история, русского языка и литературы, МХК, воспитатель ГПД); Сентябрь- октябрь 2010г, 5 класс Преподают курс- 42 педагога; из них 30 (71,5%) педагогов начальной школы и 12 (28,5%) педагогов- предметников Апрель- май 2011г, 4класс Будут преподавать- 43 педагога; из них 34 (79%)педагога начальной школы и 9 (21%) педагогов- предметников Всего же в эксперименте учебного года принимают участие 50 педагогов. Они же являются членами городского методического объединения педагогов, апробирующих курс ОРКСЭ. 41

Проучено всего 67 педагогов. Резерв на сегодняшний день составляет 24 человека, который можно использовать. Примечание: -банк педагогов, прошедших курсовую подготовку по курсу ОРКСЭ, выставлен в ОУ через информационное письмо и на сайт УО; -имеется заказ на курсовую подготовку от 3-х ОУ: 3,15,19 из-за возникших проблем с кадрами (если вопрос будет решен положительно с Красноярском, то руководителям данных ОУ необходимо будет подать заявку) 42

Статистика Учащиеся Наполняемость в классах (группах): г (апрель) до 10 человек в классе (группе)-7педагогов педагогов педагогов более 25 человек в классе, группе (9 педагогов) г (апрель) 43

Наименования модуля Выбор ОУ модулей г (4 и 5 класс) Сколько учащихся изучали данный модуль в 4классе Сколько учащихся изучают данный модуль в 5 классе Выбор ОУ модулей (с апреля 2011г, 4класс); Сколько учащихся будут изучать данный модуль Всего учащихся: Все ОУ 100% 975ч910ч Все ОУ 100% 1027ч Основы светской этики Все, кроме ОУ 2,10,12 84% Все, кроме 2,10,12 84% 588 Основы мировых религиозных культур 1,2,3,4,5,6,8,10,1 2,17,18 57,8% (11 ОУ) ,2,3,4,6,7,8, 10,12,16,17, 18 63,1 % (12 ОУ) 301 Основы православной культуры 3,4,6,8,11,12,13, 15,17,18 52,6% ,4,8,11, 12,13,17,18 42,1% 138 Основы буддийской культуры 6 5,2%

Затруднения Во время сведения отчета по форме 5 для Министерства не стали совпадать данные поданные до 7 сентября и к 20 сентября. Расхождения были в количестве детей в группах по модулям в следующих ОУ 1, 3,4,5,8,13,16, 18,19 Совпали данные: 2,6,7,9,10,11,12,14, 15, 17 Примечание: таблица с исходными данными от 7 сентября была предоставлена ОУ. Важность таблицы в том, что формировался заказ на учебники. Кроме этого необходимо: -своевременно проверять обеспеченность учебными пособиями учащихся, методическими пособиями родителей, законных представителей и педагогов данного курса. Работать с обменным фондом управления образования; -100% наличие заявлений от родителей по выбору модуля ; - отслеживать движение по педагогам и учащимся. Своевременно ставить в известность УО 45

Учебные пособия Название модуляОктябрь 2009, заказ Сентябрь 2010г, 5класс Дефицит (-) Профицит (+) (Резерв учебников) Основы светской этики Основы мировых религиозных культур (16,7%) Основы православной культуры Основы буддийской культуры 21+1 Заказ учебников на учебный год по данному курсу производился библиотекой УО (24 сентября 2010года). 46

Проект резолюции августовской конференции 2010г Предложено: 1. Проводить апробацию по основным направлениям: -обеспечение места курса в образовательной программе школы; -методика преподавания, сотрудничество с родителями в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся; -методическая поддержка и поощрение учителей курса (из Резолюции (Проект) Регионального семинара- совещания) 2.Обеспечение вовлечения управляющего совета в вопросы в вопросы внедрения ФГОС и апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ 48

Заседание переговорной площадки 3 состоится 20 октября 2010г 49 1.Отчет рабочими группами о выполнении ТЗ 2. Решение организационных вопросов по проведению городского итогового мероприятия «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и др). 3. Разное Информационное письмо от г; анонс на сайте УО от 23 сентября

Используемая литература Народное образование 7'20 I О Статья «Основы РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и светской этики в начальной школе»: учимся взаимодействовать с родителями Авторы: Сергей Геннадьевич Косарецкий, начальник Центра стратегических разработок Академии социального управления Елена Николаевна Шимутина, директор Института развития государственно- общественного управления образованием

Третье направление- системы поддержки талантливых детей (работа с одаренными детьми)

Есть необходимость!!!!!!!. Создать индивидуальную программу по развитию и сопровождению талантливого ученика. -Выстроить систему работы на уровне ОУ и муниципальном уровне - Как будем действовать? - Что для этого необходимо?

Спасибо за работу! 53