Новая жизнь школьного музея Проект учащихся 8А класса МОУ «Сош 18» г.о.Электросталь
Ι стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом (апрель – май 2008года). На первом этапе работы над проектом «Новая жизнь школьного музея» нам предстояло много узнать о специфике акции «Я – гражданин России». Нас познакомили с некоторыми методами включения юных граждан в общественную жизнь. Одним из таких интенсивных методов является социальное проектирование. На первом этапе работы над проектом «Новая жизнь школьного музея» нам предстояло много узнать о специфике акции «Я – гражданин России». Нас познакомили с некоторыми методами включения юных граждан в общественную жизнь. Одним из таких интенсивных методов является социальное проектирование.
«Я - гражданин России»! Проект «Я – гражданин Проект «Я – гражданин России»имеет огромный успех в стране. Одна из причин такого успеха заключается в том, что этот проект позволяет сочетать изучение граждановедения на уроках с внеклассной общественно полезной деятельностью.
«Я - гражданин России»! Нас заинтересовало, прежде всего, то, что принимая участие в Акции «Я – гражданин России», команда учащихся, при поддержке наших педагогов, выявляет, формулирует и предлагает вариант решения проблемы, актуальной для нашей школы, для нас самих.
«Обращение к ученикам школы от имени кадетских классов» «Ровесник! Мы, учащиеся кадетских классов, обращаемся к тебе, к твоей совести и памяти! Помни, история Отечества – это твоя история. История твоей жизни неотделима от бед и радостей, страшных военных лет и счастливых мирных дней, выпавших на долю твоих старших родных и близких, соотечественников. История твоего района, города, страны учит тебя быть мужественным и сильным, гуманным и милосердным, готовым всегда прийти на помощь другу, семье, близкому человеку, встать на защиту добра и справедливости.
«Обращение к ученикам школы от имени кадетских классов» Друг, никогда не забывай событий минувшей войны. Никогда не проходи мимо бесчинства вандалов, разрушающих памятники Великой Отечественной войны, ставящих под сомнение подвиг простого солдата и офицера. Попирающих память миллионных жертв, павших в страшную годину! Береги ветеранов. Их покой и доброе имя! Береги память народную и богатую подвигами историю нашего края!
Новое – это хорошо забытое старое! Мы долго думали над тем, как придать этой акции практическую направленность, и теперь у нас появилась реальная возможность приобщить ее к серьезному делу – обновлению школьного Зала боевой славы. Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Наши чувства, убеждения, нравы, устои – это накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость для всех и каждого, жизненные ценности: Семья, Любовь, Природа, Мир, Отечество. Для нас именно эти ценности имеют значение, именно эти ценности нужно созидать и сохранять. А Зал боевой славы – это не только хранилище экспонатов.
Зал боевой славы – окно в историческое прошлое Зал боевой славы для нашего поколения – окно в историческое прошлое человечества, которое неразрывно связано с настоящим и требует к себе бережного отношения. У великого русского поэта есть замечательные слова: «Уважение к минувшему - вот грань, отделяющая цивилизацию от дикости» (А.С. Пушкин) – эти слова для нас стали своеобразным девизом на всем протяжении работы над проектом. Зал боевой славы для нашего поколения – окно в историческое прошлое человечества, которое неразрывно связано с настоящим и требует к себе бережного отношения. У великого русского поэта есть замечательные слова: «Уважение к минувшему - вот грань, отделяющая цивилизацию от дикости» (А.С. Пушкин) – эти слова для нас стали своеобразным девизом на всем протяжении работы над проектом.
II стадия. Выбор проблемы (сентябрь 2008 года). На втором этапе нашей работы нам предстояло более детально проанализировать весь спектр вопросов, которые являются значимыми для нашей школы. Объем работы был очень большой. На втором этапе нашей работы нам предстояло более детально проанализировать весь спектр вопросов, которые являются значимыми для нашей школы. Объем работы был очень большой. На этой стадии была организована общешкольная игра – «Ящик предложений». Игра-акция состояла в том, что каждому желающему была предоставлена возможность в письменном виде изложить те школьные проблемы, которые, на его взгляд, кажутся самыми неотложными и требуют немедленного решения. На этой стадии была организована общешкольная игра – «Ящик предложений». Игра-акция состояла в том, что каждому желающему была предоставлена возможность в письменном виде изложить те школьные проблемы, которые, на его взгляд, кажутся самыми неотложными и требуют немедленного решения. После этого в нашем классе была организована дискуссия по всем высказанным предложениям, собранным в этом ящике. В результате анализа полученных данных были выявлены следующие наиболее часто встречающиеся проблемы: После этого в нашем классе была организована дискуссия по всем высказанным предложениям, собранным в этом ящике. В результате анализа полученных данных были выявлены следующие наиболее часто встречающиеся проблемы:
II стадия. Выбор проблемы (сентябрь 2008 года). - благоустройство школьного сада; - благоустройство школьного сада; - благоустройство спортивной площадки; - благоустройство спортивной площадки; - создание комнаты группы продленного дня для начальной школы; - создание комнаты группы продленного дня для начальной школы; -дизайн сцены в актовом зале; -дизайн сцены в актовом зале; -реорганизация школьного Зала боевой славы; -реорганизация школьного Зала боевой славы; -создание информационного стенда об истории кадетства. -создание информационного стенда об истории кадетства. Также был проведен опрос родителей, учителей, выпускников. Мы постарались собрать как можно больше мнений и предложений для того, чтобы узнать и зафиксировать, что окружающие думают о проблемах и возможностях школы. В результате опроса мы выявили, что 56% респондентов волнует судьба школьного Зала боевой славы. Также был проведен опрос родителей, учителей, выпускников. Мы постарались собрать как можно больше мнений и предложений для того, чтобы узнать и зафиксировать, что окружающие думают о проблемах и возможностях школы. В результате опроса мы выявили, что 56% респондентов волнует судьба школьного Зала боевой славы.
II стадия. Выбор проблемы (сентябрь 2008 года). Проблема реорганизации школьного Зала боевой славы нам представилось самой важной и общественно значимой. Тем более в нашем классе есть группа учащихся, которая входит в актив Зала боевой славы, а также специфика нашего класса помогла нам сделать выбор в сторону именно этой проблемы. Проблема реорганизации школьного Зала боевой славы нам представилось самой важной и общественно значимой. Тем более в нашем классе есть группа учащихся, которая входит в актив Зала боевой славы, а также специфика нашего класса помогла нам сделать выбор в сторону именно этой проблемы. При выборе темы проекта мы большое внимание обратили на: посильность поставленной задачи для нашей команды; посильность поставленной задачи для нашей команды; соответствие проекта нашему возрасту; соответствие проекта нашему возрасту; сумма затрат на реализацию проекта; сумма затрат на реализацию проекта; актуальные результаты. актуальные результаты. Таким образом, наша творческая группа пришла к решению возрождения школьного Зала боевой славы. Таким образом, наша творческая группа пришла к решению возрождения школьного Зала боевой славы.
Наш девиз: «Уважение к минувшему - вот грань, отделяющая цивилизацию от дикости» На наш взгляд, материал проекта может стать основой гражданского воспитания. Он позволит нам осознать свою причастность к истории школы, а через нее - к истории школы, города, страны. Этот процесс осуществляется в практической деятельности по обновлению и функционированию школьного Зала боевой Славы. На наш взгляд, материал проекта может стать основой гражданского воспитания. Он позволит нам осознать свою причастность к истории школы, а через нее - к истории школы, города, страны. Этот процесс осуществляется в практической деятельности по обновлению и функционированию школьного Зала боевой Славы.
III и IV стадии. Сбор информации Разработка варианта решения проекта (октябрь – декабрь 2008). После определения темы проекта перед нашей группой встала задача собрать информацию по этой проблеме. После определения темы проекта перед нашей группой встала задача собрать информацию по этой проблеме. Для сбора информации и более качественной работы были сформированы 3 исследовательские группы: Для сбора информации и более качественной работы были сформированы 3 исследовательские группы: 1 группа занималась архивами Зала Боевой Славы и материалами работы кадетских классов. 1 группа занималась архивами Зала Боевой Славы и материалами работы кадетских классов. 2 группа занималась проведением социологических опросов и их анализом; 2 группа занималась проведением социологических опросов и их анализом; 3 группа занималась изучением материалов СМИ, работой с материалами Интернет; 3 группа занималась изучением материалов СМИ, работой с материалами Интернет;
Источники информации. источники информации: Встречи с ветеранами Беседа с кураторами кадетских классов Анкетирова ние учащихся школы и их родителей. Работа с материалами библиотеки Работа с архивами Зала Боевой Славы Работа с материалам и СМИ
Оценка ожидаемых результатов: реорганизация Зала боевой славы; реорганизация Зала боевой славы; разработка модели гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного Зала боевой славы; разработка модели гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного Зала боевой славы; формирование комплекса методических разработок по гражданскому воспитанию учащихся на базе школьного Зала боевой славы; формирование комплекса методических разработок по гражданскому воспитанию учащихся на базе школьного Зала боевой славы; подготовка учащихся и педагогов для реализации проекта; подготовка учащихся и педагогов для реализации проекта; формирование устойчивой мотивации родителей и выпускников к поддержке традиций школы; формирование устойчивой мотивации родителей и выпускников к поддержке традиций школы; усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения; усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения; приобретение учащимися социального опыта; приобретение учащимися социального опыта; освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности; освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности; создание новых экспозиций Зала боевой славы; создание новых экспозиций Зала боевой славы; обновление уже имеющихся стендов и экспозиции. обновление уже имеющихся стендов и экспозиции.
Цель. Цель: Цель: Реорганизация школьного Зала боевой славы; способствовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся. Реорганизация школьного Зала боевой славы; способствовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся. Задачи: Задачи: Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся Систематизация и структурирование материала по работе Зала боевой славы; Систематизация и структурирование материала по работе Зала боевой славы; Создание базы данных по работе Зала боевой Славы; Создание базы данных по работе Зала боевой Славы; Формирование навыков работы с большим объёмом информации; Формирование навыков работы с большим объёмом информации; Сформировать навыки публичных выступлений у учащихся; Сформировать навыки публичных выступлений у учащихся; Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; Приобретение навыков групповой работы. Приобретение навыков групповой работы. Ожидаемый результат: Ожидаемый результат: Реорганизация школьного Зала боевой славы, интеграция музейной педагогики в учебный процесс с целью воспитания гражданско-патриотических качеств личности учащихся. Реорганизация школьного Зала боевой славы, интеграция музейной педагогики в учебный процесс с целью воспитания гражданско-патриотических качеств личности учащихся. Сроки реализации: Сроки реализации: Апрель 2008г. – октябрь 2009г. Апрель 2008г. – октябрь 2009г. Участники проекта: Участники проекта: Администрация школы, творческая группа учителей и учащихся кадетских классов. Администрация школы, творческая группа учителей и учащихся кадетских классов.
Итог работы: Отчет 1 группы: В результате работы с архивами Зала боевой славы и некоторыми экспонатами мы пришли к выводу, что затронутая нами тема актуальна. Более того, она требует незамедлительного решения, потому что материалы Зала боевой славы находятся в ветхом состоянии и требуют обновления, более бережного обращения, поэтому мы столкнулись с необходимостью переноса всех материалов Зала боевой славы 347 зенитно- артиллерийского полка в отдельное помещение, в котором не проводятся уроки. Это необходимо для того, чтобы обеспечить должное хранение экспонатов и уход за ними. Иначе некоторые материалы Зала будут безвозвратно утеряны. В результате работы с архивами Зала боевой славы и некоторыми экспонатами мы пришли к выводу, что затронутая нами тема актуальна. Более того, она требует незамедлительного решения, потому что материалы Зала боевой славы находятся в ветхом состоянии и требуют обновления, более бережного обращения, поэтому мы столкнулись с необходимостью переноса всех материалов Зала боевой славы 347 зенитно- артиллерийского полка в отдельное помещение, в котором не проводятся уроки. Это необходимо для того, чтобы обеспечить должное хранение экспонатов и уход за ними. Иначе некоторые материалы Зала будут безвозвратно утеряны.
Отчет 2 группы: Наши выводы совпали с отчетом 1 группы. Мы проводили интервьюирование ветеранов ВОВ и учителей. Им было задано несколько вопросов: Наши выводы совпали с отчетом 1 группы. Мы проводили интервьюирование ветеранов ВОВ и учителей. Им было задано несколько вопросов: 1).Нуждается ли экспозиция Зала боевой славы 347 зенитно-артиллерийского полка в отдельном помещении? 1).Нуждается ли экспозиция Зала боевой славы 347 зенитно-артиллерийского полка в отдельном помещении? Утвердительно ответили 100% опрошенных. Утвердительно ответили 100% опрошенных. 2).Какие пути расширения экспозиции Зала боевой славы вы видите? 2).Какие пути расширения экспозиции Зала боевой славы вы видите? Были даны такие ответы: Были даны такие ответы: А). Создание стенда об истории кадетства; А). Создание стенда об истории кадетства; Б). Создание стенда о выпускниках школы, которые выбрали для себя профессию военнослужащего; Б). Создание стенда о выпускниках школы, которые выбрали для себя профессию военнослужащего; В). Создание тематической экспозиции «История пионерской и комсомольской организации в школе 18». В). Создание тематической экспозиции «История пионерской и комсомольской организации в школе 18». После обсуждения полученных ответов мы приняли такое решение: После обсуждения полученных ответов мы приняли такое решение: 1.Создание стенда «История кадетства» (ответственные 11 кадетский класс); 1.Создание стенда «История кадетства» (ответственные 11 кадетский класс); 2. Создание стенда о Викторе Захарченко – выпускнике школы, трагически погибшем при спасении тонущих детей на водоеме и получившем орден Мужества посмертно (ответственные 8 кадетский класс); 2. Создание стенда о Викторе Захарченко – выпускнике школы, трагически погибшем при спасении тонущих детей на водоеме и получившем орден Мужества посмертно (ответственные 8 кадетский класс); 3. Создание стенда о В.Громове- губернаторе Московской области (ответственные 7 кадетский класс); 3. Создание стенда о В.Громове- губернаторе Московской области (ответственные 7 кадетский класс); 4. Создание экспозиции «История пионерской и комсомольской организации в школе 18»(ответственные 9 кадетский класс). 4. Создание экспозиции «История пионерской и комсомольской организации в школе 18»(ответственные 9 кадетский класс).
Отчет 3 группы: Работая с материалами СМИ, мы пришли к выводу, что тема, выбранная нами, актуальна не только в нашей школе, но и повсеместно. Сейчас очень большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи не только в нашем образовательном учреждении, но и в стране в целом. Особенно это важно в наступившем 2009 году, объявленном годом молодежи. В настоящее время в нашей стране работает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы» от На основе главных положений, разделов, комплекса мероприятий, предложенных в ней, каждое образовательное учреждение создает локальные воспитательные программы, исходя из приоритетных задач и направлений воспитательной деятельности по развитию патриотизма учащихся. Поэтому в нашей практической деятельности по обновлению и функционированию школьного Зала боевой славы, мы видим одну из форм организации гражданского воспитания. Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Работая с материалами СМИ, мы пришли к выводу, что тема, выбранная нами, актуальна не только в нашей школе, но и повсеместно. Сейчас очень большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи не только в нашем образовательном учреждении, но и в стране в целом. Особенно это важно в наступившем 2009 году, объявленном годом молодежи. В настоящее время в нашей стране работает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы» от На основе главных положений, разделов, комплекса мероприятий, предложенных в ней, каждое образовательное учреждение создает локальные воспитательные программы, исходя из приоритетных задач и направлений воспитательной деятельности по развитию патриотизма учащихся. Поэтому в нашей практической деятельности по обновлению и функционированию школьного Зала боевой славы, мы видим одну из форм организации гражданского воспитания. Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Кроме того, работа с библиотечными материалами подвела нас к мысли о необходимости восстановления картотеки базы данных Зала боевой славы. Кроме того, работа с библиотечными материалами подвела нас к мысли о необходимости восстановления картотеки базы данных Зала боевой славы.
Наш девиз: «Уважение к минувшему - вот грань, отделяющая цивилизацию от дикости» Совместный поиск материалов об истории школы на различных этапах ее жизни, общение с выпускниками и участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах помогают учащимся усвоить опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми. В данной деятельности создаются условия для эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию гражданственности. Совместный поиск материалов об истории школы на различных этапах ее жизни, общение с выпускниками и участниками различных исторических событий, работа с источниками, хранящимися в архивах помогают учащимся усвоить опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми. В данной деятельности создаются условия для эмоционального восприятия ценностей, способствующих формированию гражданственности.
Разработка программы деятельности:
Разработка программы деятельности: Апрель – май 2008г. Апрель – май 2008г. Создание творческих групп и проведение акции «Обращение к ученикам школы» в рамках празднования Дня Победы. Создание творческих групп и проведение акции «Обращение к ученикам школы» в рамках празднования Дня Победы. Сентябрь 2008г. Сентябрь 2008г. Актуализация темы проекта: Актуализация темы проекта: - информирование ученического коллектива о реорганизации Зала боевой славы; - информирование ученического коллектива о реорганизации Зала боевой славы; - проведение социологических опросов. - проведение социологических опросов. Октябрь – ноябрь 2008г. Октябрь – ноябрь 2008г. - изучение материалов СМИ; - изучение материалов СМИ; - работа с архивами Зала боевой славы; - работа с архивами Зала боевой славы; - организация поисковой работы: сбор материалов для новых стендов и экспозиций. - организация поисковой работы: сбор материалов для новых стендов и экспозиций. Декабрь 2008г. - разработка варианта решения проекта. - разработка варианта решения проекта. Январь – февраль 2009г. Январь – февраль 2009г. -обновление помещения для Зала боевой славы; -обновление помещения для Зала боевой славы; -обновление старых стендов; -обновление старых стендов; -оформление новых стендов; -оформление новых стендов; -разработка Положения о Зале боевой славы. -разработка Положения о Зале боевой славы. - составление портфолио проекта Презентация. - составление портфолио проекта Презентация. Март - май 2009г. Март - май 2009г. -оформление новых экспозиций; -оформление новых экспозиций; - создание картотеки фондов Зала; - создание картотеки фондов Зала; Сентябрь – октябрь 2009г. Сентябрь – октябрь 2009г. -формирование банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с использованием возможностей Зала боевой славы; -формирование банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с использованием возможностей Зала боевой славы; -подведение итогов, анализ результатов; -подведение итогов, анализ результатов; - создание страницы Зала боевой славы на школьном сайте. - создание страницы Зала боевой славы на школьном сайте.
IV стадия Разработка варианта решения проекта. Из материала новой экспозиции… В нашем городе уже более 10 лет существует своего рода традиция, пусть и по столь печальному поводу: каждый год 12 ноября все сотрудники ГАИ собираются у могилы трагически погибшего в 1995г. Прапорщика милиции Захарченко Виктора Михайловича. 12 ноября 1995г. На пульт дежурного ОВД поступило сообщение о том, что на водоеме Юбилейный тонут подростки. На место трагедии прибыл экипаж В.Захарченко. Одного ребенка удалось спасти, а другого не удалось – он умер по дороге в больницу от переохлаждения. Захарченко помогал вытаскивать из воды не только детей, но и своих коллег, к сожалению, сердце не выдержало и остановилось. Он был награжден орденом Мужества посмертно. Впоследствии соорудили мемориальную доску на доме, где он родился. Вышел приказ Министерства МВД о зачислении навечно в списки Электростальского ОВД прапорщика милиции Захарченко В.М.