Методическое объединение классных руководителей Муниципальное общеобразовательное учреждение Классическая гимназия 1 им. В. Г. Белинского
Воспитание – это жизнь рядом и вместе. Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего - навсего самим стать такими.
Критерии эффективности воспитательной системы класса - воспитанность учащихся - защищённость и комфортность ребёнка в классе - удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе - репутация класса - сформированность классного коллектива - сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности школьника - развитость креативных способностей учащихся.
Главными задачами деятельности методического объединения классных воспитателей являются следующие: - Совершенствование системы воспитательной работы, направив педагогическую деятельность на достойную встречу 65-летия Победы. - Активизация деятельности органов самоуправления (гимназическая Дума, служба примирения, профилактический совет, объединения по интересам). - Повышение качественного и количественного показателей участия гимназистов в программе «Одаренные дети» за счет совершенствования системы дополнительного образования. - Участие в разработке Программы предпрофильной подготовки учащихся (обеспечение дальнейшего повышения качества гимназического образования в соответствии с основными направлениями Концепции Российского образования до 2010 г.). - Реализация программы компьютеризации и информатизации образовательного процесса. - Сохранение и укрепление психофизического здоровья учащихся в рамках реализации программы «Дети России», гимназической программы «Здоровье». Продолжение работы по эстетическому, техническому обновлению классных комнат. - Оказание методической помощи начинающим классным воспитателям. - Совершенствование профессионального мастерства педагогов-воспитателей путем освоения современных концепций и педагогических технологий; обобщения и распространение лучшего опыта воспитательной работы; поощрения стремления классных воспитателей к повышению профессионального мастерства путем самообразования.
Мы выдели следующие функции нашего МО: Научно-методическая Организационно-координационная Планирование и анализ Инновационная
Портфель классного руководителя Планирование Диагностические материалы Протоколы родительских собраний Методические материалы Копилка воспитательных мероприятий
Воспитательная работа гимназии ведется по четырем основным направлениям: традиции и история; творчество и индивидуальность; культура; общение.
– Стандарты второго поколения «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». – О работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних, употребления алкоголя, курения. – О работе классных руководителей и воспитателей по реализации методической темы «Формирование гражданственности и патриотического сознания учащихся» в связи с празднованием 65-летия Великой Победы. – Об итогах педагогического мониторинга. – Обзор новинок педагогической литературы и другие актуальные вопросы воспитательной работы.
Темы рабочих совещаний: – Утверждение плана воспитательных мероприятий, посвященных 65-летию Великой Победы, а потом итоги данной работы. – Отчет классных воспитателей о содержании воспитательной работы за первое полугодие и за год. – Об итогах проверки документации классных воспитателей. – О проведении открытых классных часов (воспитательных мероприятий). – О традиционных мероприятиях гимназии. – Об эффективности взаимодействия с родителями в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса и многие другие вопросы.
п/пМероприятияРезультатыВыводы и рекомендации Сильные стороныСлабые стороны 1.Конкурс аранжировщиков Продолжилась работа по углублению процесса патриотического и гражданского воспитания гимназистов, эффективно использовалась пед. технология проектирования в воспитательной работе Недостаточно высокий уровень некоторых конкурсных продуктов Задача в целом выполнена. Продолжить поиск актуальных форм и методов системы эффективного воспитания. Арбузник Акции «Белка» и «Клумба» Новогоднее оформление помещений гимназии Экскурсии в музей истории гимназии. Встречи с участниками войны и тыла Фестиваль-конкурс инсценированной песни Конкурс «Мисс- гимназии» Конкурс ораторов Благотворительные ярмарки Акции по сбору макулатуры и пластиковых бутылок Смотр уголков здоровья Единый урок Победы Конкурс исполнителей на муз. инструментах
п/п МероприятияКол- во участ ников Результаты положительн. проблемы Выводы и рекомендации Педсоветы2Высокая степень активности классных воспитателе й в работе системы повышения пед. мастерства Недостаточн ая активность при подготовке и участии в научно- теоретическо й конференции педработнико в г. Пензы Задача, в целом, выполнена. Продолжить работу по повышению пед.мастерства, - изучая современные пед. технологии, - используя информацию образовательных порталов и сайтов, возможности медиацентра и библиотеки гимназии, - участвуя в конкурсах пед.мастерства - приняв участие в научно- практической конференции г. Пензы Заседания МО классных воспитателей 7 Конкурсы и фестивали всех уровней 4 Городская научно- практическая конференция учителей г. Пензы 1 Аттестация1 Взаимопосещение часов общения и воспитательных мероприятий 12 Семинары в образовательных учреждениях г. Пензы 12 Курсы, семинары в ИПК и ПРО. 2 Работа в составе творческих групп по реализации проектов «Растим патриотов России», «Формирование ЗОЖ» 1 Межрегиональные конференции 1 Самообразование14
п/п МероприятияРезультаты положительн. проблемы Выводы и рекомендаци Изучение документации классного воспитателя Наличие полного взаимопонима ния между начинающими кл. воспитателя ми и их наставниками Задача, в целом, выполнена. Продолжить деятельность по сбору материалов для методической «копилки» начинающего кл. воспитателя. 2.Изучение метода индивидуального подхода к учащимся 3.Помощь в подготовке к воспитательным мероприятиям, часам общения, родительским собраниям 4.Помощь в организации деятельности классного воспитателя (оформление информационного поля кл. комнаты, выполнение санитарно- гигиенических норм САНПиН к кл. комнате)
Методическая база включает пособия по теории и практике воспитательной работы с учащимися, родителями, общественностью, аудио, видео, мультимедиа-материалы, а также методические сборники «Из опыта воспитательной работы гимназии». Ведется подписка на журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель» и газету «Классное руководство и воспитание школьников».
Осуществляем помощь воспитанникам в учебной деятельности: - помогаем отдельным учащимся в преодолении учебных проблем. -организуем и участвуем в педконсилиумах по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещаем уроки учителя-предметника. -способствуем развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков и др. -способствуем профессиональному самоопределению выпускника, подводим его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования и т. д. -содействуем получению дополнительного образования, через систему кружков, спортивных секций, факультативов. При всём при этом следует помнить, что ответственность за успеваемость несёт учитель – предметник, а не классный руководитель.
Классный руководитель содействует созданию благоприятных психолого – педагогических условий для индивидуального развития личности ребёнка. Для этого мы изучаем: -особенности развития, состояние здоровья, жизненные проблемы,данные отражаем в дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребёнка, надо его знать. -изучаем склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, вместе подбираем виды деятельности, через которые можно эти дарования раскрыть (кружки. факультативы, объединения по интересам).
Сотрудничество с музеем гимназии, со школьным библиотекарем, психологом и др. службами гимназии Формы: беседы, экскурсии, викторины, конкурсы, библиотечные уроки, устные журналы, тесты, тренинги, сбор базы данных и др.
Осуществляем помощь воспитанникам в учебной деятельности: - помогаем отдельным учащимся в преодолении учебных проблем. -организуем и участвуем в педконсилиумах по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещаем уроки учителя-предметника. -способствуем развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков и др. -способствуем профессиональному самоопределению выпускника, подводим его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования и т. д. -содействуем получению дополнительного образования, через систему кружков, спортивных секций, факультативов. При всём при этом следует помнить, что ответственность за успеваемость несёт учитель – предметник, а не классный руководитель.
Самоанализ воспитательной работы по направлениям ( уч. год) Компонент воспитательной системы Изменений не требуется Требуются небольшие изменения Требуются умеренные изменения Требуются большие изменения Рейтинг Формирование духовно- нравственного мира детей 7 Гражданско-патриотическое воспитание 10 Формирование ЗОЖ 8 Экологическое воспитание 6 Трудовое воспитание 9 Профессиональное самоопределение 4 Профилактика асоциального поведение детей 2 Развитие творческих и интеллек- туальных способностей детей 11 Ученическое самоуправление 3 Работа с родителями 1 Развитие детских общественных организаций 5
Резюме. Воспитательная система гимназии – это творческая, развивающаяся, постоянно самосовершенствующаяся в формах и методах работы система, основанная на прочных исторических традициях, поэтому она результативна, принята педагогическим, ученическим и родительским коллективами и дает положительные результаты.
Будем потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать человека. С. Соловейчик