Проектная и исследовательская деятельность как одна из форм эффективных методов в развитии творческих способностей учащихся Педагогический совет ГБОУ СОШ 806
«Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям» (Роджерс)
План педсовета 1.Исследовательская компетентность педагога. 2.Поэтапное обучение исследовательским умениям, позволяющих формировать основы исследовательского творчества школьников. 3. Проектная деятельность в начальной школе. 4. Практические рекомендации педагогам. 5. Утверждение Положения об учебно-исследовательскойУтверждение Положения об учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Каковы же реальные цели участников учебно-воспитательного процесса? Может быть, создание условий для развития личности? А что это за условия и как их создавать? Единственно реальная цель учителя - "пройти программу" Цель ученика: в лучшем случае - "стать умнее" в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.
От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Исследовательская компетентность педагога Интерес к исследовательской работе Познавательная деятельность Желание решить «некую» проблему Составление плана научно-исследовательской работы Составление рабочего плана: - картотека - издание печатных статей - издание одной статьи в лицензированном журнале - выступление на аспирантском объединении - участие в конференциях
Роль научного руководителя: - консультация - помощь в подборке литературы - рецензия на статью - отзыв о работе
Виды проектной деятельности Педагогические проекты Учебные проекты Социальные проекты
Что лежит в основе метода проекта? В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Проект - это "пять П": Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Классификация по комплексности: Монопроекты (в рамках одного предмета). Межпредметные проекты
Метод, доминирующий в проекте 1. Исследовательские проекты. 2. Творческие проекты. 3. Игровые проекты. 4. Информационные проекты. 5. Практико-ориентированные проекты.
Классификация по характеру контактов: Внутриклассные, Внутришкольные, Региональные (в пределах одной страны), Международные. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.
Классификация по числу участников: Индивидуальные Парные Групповые
Продолжительность проекта Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Web-сайт Анализ данных социологического опроса Сравнительно- сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Видеофильм Выставка Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция Игра, мультимедийный продукт Музыкальное или художественное произведение Постановка, праздник Экскурсия, поход Законопроект и т.д. Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информацион. технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д. Формы продуктов проектной деятельности Виды презентаций проектов
Роль учителя Учитель должен: создать мотивацию; создать образовательную среду; определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы; уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений; организовать работу (в группах, индивидуально); владеть способами организации обсуждения в группах, методами исследования; консультировать; иметь критерии объективной оценки.
Практические рекомендации педагогам
Задачи руководителя проекта Выбор темы проекта Определение аппарата исследования Сбор материалов Обсуждение и анализ полученных данных Оформление проекта Подготовка учащихся к защите проекта
Этапы работы над проектом Организационный Прогностический Практический Обобщающий Презентационный
Структура работы Введение Обзор литературы по данной теме Краткое описание сути проделанной работы Результаты работы в виде таблиц, схем, описаний Выводы с рассмотрением возможности применения полученных результатов Список литературы Приложения
Памятка для руководителя проекта Подходите к этой работе творчески! Не сдерживайте инициативу учащихся. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите действовать самостоятельно! Не спешите с вынесением оценочных суждений. Помните: лучше 10 раз похвалить, чем один раз ни за что раскритиковать… Учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями. Старайтесь обучать умениям анализировать, синтезировать, классифицировать полученную информацию. Не забывайте о воспитании.
Решение педсовета: Утверждение Положения об учебно-исследовательской деятельности учащихся
Спасибо за внимание