Портфолио проектной деятельности учащихся. «Понятийная мозаика» Таблица. Анализ заданного объекта (ключевого понятия). 1 графа: «Как выглядит объект?»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Потфолио как одна из форм оценивания ключевых компетентностей ученика Новое понимание результата образования подразумевает использование технологий, позволяющих.
Advertisements

Портфолио учащегося на 3 ступенях обучения. Понятие «Портфолио» Различные авторы характеризуют портфолио учащегося как: коллекцию работ учащегося, всесторонне.
Организация самостоятельной деятельности школьников.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Оценка учебных достижений учащихся (портфолио) В переводе с англ. portfolio – портфель, папка; образцы выполненных работ.
L/O/G/O Способы их формирования ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия.
Проект: Портфолио как средство саморазвития личности.
Юбьт Трпап Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Владимира Учитель.
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Модель компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход-это попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление у обучающихся.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
«Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». К.Д. Ушинский ( ) «Новый стандарт это, прежде.
Транксрипт:

Портфолио проектной деятельности учащихся

«Понятийная мозаика» Таблица. Анализ заданного объекта (ключевого понятия). 1 графа: «Как выглядит объект?» 2 графа: «Звучит как?» 3 графа: «Действует как?» Папка-накопитель Портфель весомо, оригинально, вместительно хранит, копит, презентует

Расширение и сужение понятий Задается центральное понятие и к нему подбираются по смыслу производные, расширяющие или сужающие его. Портфолио ученика Портфоли о школы Портфолио учителя философия, концепция модернизации, педагогическая система, учебный процесс, педагогическая диагностика Портфолио проектной деятельности учащегося

Что такое портфолио? Портфолио ОпределениеФункцииСодержаниеВидыСтруктура Генезис (происхождение)

Генезис Термин "портфолио" пришел в педагогику из мира моды, политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т.д.

Что такое портфолио учащегося? Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами С п о с о б ф и к с и р о в а н и я, н а к о п л е н и я и о ц е н к и и н д и в и д у а л ь н ы х д о с т и ж е н и й ш к о л ь н и к а в о п р е д е л е н н ы й п е р и о д е г о о б у ч е н и я. П о р т ф о л и о о р и е н т и р о в а н н е т о л ь к о н а п р о ц е с с о ц е н и в а н и я п о л у ч е н н ы х ш к о л ь н и к о м р е з у л ь т а т о в, н о и н а с а м о о ц е н к у, т о е с т ь а к т и в н о е и с о з н а т е л ь н о е о т н о ш е н и е с а м о г о ш к о л ь н и к а к п р о ц е с с у и р е з у л ь т а т а м о б у ч е н и я. Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку

Круги Эйлера Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника коллекция работ учащегося антология работ учащегося ориентирован на самооценку Демонстрирует результаты, усилия и очевидный прогресс предполагает участие ученика в выборе работ, самоанализ и самооценку

Виды портфолио в зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют: портфолио- собственность (собирается для себя); портфолио-отчет (собирается для учителя). портфолио- презентация (собирается для конкурсов)

Виды портфолио по содержанию возможно выделение следующих видов портфолио: портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося; тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы. проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы

Вид Портфолио могут представляться как в текстовом формате, так и в электронном виде. Это придает портфолио упорядоченность в пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и т.д. Внешне портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, портфелей, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании – удобство хранения.

Основной смысл портфолио – " показать все, на что ты способен".

Педагогическая философия портфолио выражена в формуле "Возьми ответственность за свое образование в свои руки", предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок результатов деятельности ученика; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку обучающихся. Личностный подход в педагогике основывается на философско-психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Это значит, что в педагогическом процессе учащийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности. Согласно личностному подходу, воспитание понимается как взаимодействие ребенка и взрослого.

Самоанализ "владельца портфолио" Как указывает ряд авторов, активно работающих на совершенствованием технологии портфолио, целесообразно, чтобы при его оформлении обучающийся обязательно включал такой элемент как самоанализ "владельца портфолио" и его взгляд в собственное будущее, в том числе и в виде пятилетнего плана с разделами "Что я собираюсь сделать в течение данного периода", "Что лично от меня для этого потребуется".

Осознавать взаимосвязь между своей целью и результатом Даже в младшем школьном возрасте ребенок может осознавать, что, участвуя в конкурсе, он может получить красивый диплом, который потом можно включить в свою папку личных достижений. Следовательно, у него непроизвольно формулируется цель – показать максимальный результат. И не так важно, что стимул пока лишь красивый бланк, главное – он начинает осознавать взаимосвязь между своей целью и результатом.

Новая миссия школы Вместо утвердившегося некогда понятия «образование» (вообще) должно сформироваться новое понятие – «образование личности», как процесс и результат личной заботы, личной ответственности, личных заслуг и неудач самого школьника…

Основной вектор взросления. Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Поэтому без изменения подходов к системе целеполагания и оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Привычка осознавать цель Причем с помощью систематической работы с портфолио, только действительно при полной самостоятельности школьника, привычка осознавать цель любого вида деятельности, будь то участие в школьном конкурсе социальных проектов, городской олимпиаде по учебному предмету, дополнительные занятия во дворце творчества и т.п., становится внутренней потребностью ребенка.

Структура портфолио Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае.

Портфолио личных достижений Документы РаботыОтзывы

Классический портфолио проблемно-ориентированный портфолио Раздел «Портрет» Раздел «Коллектор» Раздел «Рабочие материалы» Раздел «Достижения»

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Здесь обязательно помещается вступительная статья – обоснование, где сформулирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. Это может быть эссе, фотография, краткая история успехов и т.п.

Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д., одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося - создателя портфолио. Иными словами, «Коллектор» - это своего рода копилка материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, другой портфолио или не будет привлекаться совсем.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником.

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.

Портфолио – предмет согласования Структура портфолио (т.е. количество и название разделов и рубрик и их предполагаемое содержание) является предметом согласования между учащимися и учителем. Учитывая, что учитель использует портфолио для организации обратной связи, он может настоять на некоторых необходимых для его работы элементах структуры портфолио. Но он не может полностью задать структуру портфолио для учащегося. Хозяином портфолио является ученик!

Рефлексивный комментарий ученика Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать…). Комментарии не должны быть большими по объему, часто достаточно одного-двух предложений. Технология портфолио - инструмент формирования рефлексивной надстройки сознания

Портфолио проектной деятельности

Портфолио проектной деятельности Что за коктейль? Каков эффект?

Древо предсказаний (предположений) гипотеза аргументы факты

Зачем соединяем? Технология проектов Технология проектов Технология портфолио Новые стандарты Компетентностный (деятельностный) подход Освоение способов деятельности Согласно ДП учение рассматривается как продуктивная деятельность учеников

Насколько оправдан переход на деятельностный подход? Может лучше давать хорошие крепкие знания и не морочить учителю голову?!

Развитие человечества – информационное, технологическое – непрерывно ускоряется. Информационное общество Невероятная динамика производства новых знаний и наличие широчайшего спектра различных мнений

Такова реальность! Те технологические знания, которые мы приобретаем сегодня, завтра уже никому не нужны. Сегодняшняя школа опирается на передачу знаний, устаревших задолго до того, как войти в учебники. А учитель предлагает как следует напрячься и догнать вчерашний день. А учитель предлагает как следует напрячься и догнать вчерашний день.

Проблема: Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами! которого не знаем сами!

Вывод: обучение, построенное на изучении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объём стремится к бесконечности. обучение, построенное на изучении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объём стремится к бесконечности.

Деятельностный подход Накормить или научить ловить рыбу? учить способам добывания информации, интерпретации, анализа, оценки, использования для решения проблем, создания на ее основе собственных продуктов

Традиционное образование не обеспечивает успешного, гармоничного существования в динамичном мире! Головы школьников напоминают устаревший архив, на полках которого пылятся по большей части малопригодные знания.

Новая модель школы

Необходимость модернизации существующей модели в российском образовании вызвана: оформлением постиндустриального общества рыночного типа, в котором образование становится ключевым условием формирования «общества знаний», основанного на главенстве «производства» интеллектуального продукта; поиском способов развития качеств личности, необходимых для самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста информационным бумом последних десятилетий. Отсюда – требования учить способам добывания информации, интерпретации, анализа, оценки, создания на ее основе собственных продуктов, а также техникам рефлексии, самоанализа участников этого процесса демократизацией общества (особой ролью коммуникативных технологий, необходимостью выбирать и быть избранным, готовностью проходить кастинги) включением российской системы высшего образования в Болонский процесс У нас рынок, демократия, информационный бум и глобализация С этим надо как-то жить! У нас рынок, демократия, информационный бум и глобализация С этим надо как-то жить!

Новые задачи образования Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных: самоорганизация, самопрезентация

во-первых, грамотно работать с информацией, что включает в себя умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, поиск, восприятие и переработку информации любого типа и уровня сложности Информационное общество Во-вторых, в условиях невероятной динамики производства новых знаний и наличия широчайшего спектра различных мнений современному человеку необходимо самостоятельно критически мыслить. Критическое мышление – это точка опоры в условиях информационной цивилизации, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения, чтобы определить собственную позицию.

В-третьих, важно уметь не только извлекать знания из моря данных и информации, которая находится сегодня в Интернете, в других хранилищах и библиотеках. В рамках информационного общества этого недостаточно. Школа должна научить оперировать этими знаниями, научить решать проблемы и порождать новые идеи, т. е. создавать новые знания. Для этого необходимо развитие такого качества как креативность мышления.

Важным представляется понимание того, что времена гениев- одиночек, подобных Леонардо да Винчи, прошли. Разработка инновационных проектов требует совместных усилий многих специалистов. Работа в команде предполагает, что человек должен быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, должен уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, т. е. иметь навыки конструктивного сотрудничества.

В-четвёртых, необходимо умение превращать новые знания в инновации. Под инновацией понимается новшество, реализованное в виде товара, услуги, метода. Для этого в первую очередь необходимо развитие проектного мышления и оргдеятельностных навыков. Как превратить идеи в процветающие предприятия?!

TIMSS, LES, OECD-PISA Наша страна приняла участие в ряде международных обследований: по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, по иностранным языкам LES, по оценке учебных достижений OECD-PISA, в том числе функциональной грамотности 15-летних школьников в области чтения и понимания текстов ("грамотность чтения"), математики ("математическая грамотность") и естествознания ("естественнонаучная грамотность")

Результаты исследования Результаты исследования OECD-PISA Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15- летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Результаты выше среднего балла стран ОЭСР (17 стран) Результаты не отличаются от среднего балла стран ОЭСР (4 страны) Результаты ниже среднего балла стран ОЭСР(19 стран) Гонконг, Финляндия, Республика Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия, Макао, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Чешская Республика, Исландия, Дания, Франция, Швеция. Австрия, Германия, Ирландия, Словацкая Республика. Норвегия, Люксембург, Польша, Венгрия, Испания, Латвия, США, Россия, Португалия, Италия, Греция, Сербия, Турция, Уругвай, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия.

Не заточена под реальность! Ну не "заточена" у нас школьная программа под реальность, с которой придется столкнуться выпускнику. "Забудь все то, чему вас учили в школе", - разве не этот совет наставника на первом же рабочем месте слышали мы из поколения в поколение? "Мы привыкли учить и оценивать узкопредметно, - говорит руководитель Центра оценки качества образования Российской академии образования Галина Ковалева. - А тут детям приходилось работать на стыке наук, строить модель проблемы, объяснять причины сбоев техники и принимать свое решение. Увы, отечественная традиция преподавания настроена ровно "в другую сторону": на тотальный контроль и точное воспроизведение азов. Все это ставит нас в крайне невыгодную позицию по отношению к другим державам".

Образование должно быть нацелено на то, чтобы, получая базовое образование в рамках стандарта, все ученики и студенты развивали востребованные сегодня и в будущем творческие способности, умения добывать и применять знания, инициативность и ответственность - т.е., осваивали инновационное поведение. Это будет обеспечено через реализацию принятых законов о новой структуре и содержании федерального государственного образовательного стандарта.федерального государственного образовательного стандарта.

Новый стандарт: хронология введения Разработаны все основные документы, определяющие идеологию и методологию стандарта. Готов весь пакет документов для введения с 1 сентября 2008 года в регионах апробации стандартов в начальной школе. Уже есть проекты основных документов и для основной школы – начало апробации новых стандартов там ожидается с 1 сентября 2009 года, а в 2010-ом начнется апробация стандартов для старшеклассников

Компетентностный смысл в каждой дидактической единице Компетентностный подход это политика федеральной власти! Деятельностный

Ключевые компетентности В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности. Набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям. Такой набор является предметом запроса работодателей (и других заказчиков) и может корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

УУД

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные

Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение

Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

А какой предмет сложнее всего поддается такой модернизации? Кондаков / При такой модернизации самым сложным «предметом» является учитель! Причем любого предмета. Именно ему придется освоить новые педагогические технологии, новую систему отработки и оценки знаний.

Действующие приоритеты в деятельности общеобразовательных школ: успеваемость, подготовка к экзаменам; доминирование предметных результатов над метапредметными и личностными; освоение учебного материала на уровне воспроизведения.

Требования к педагогу в современной системе образования Государственная политика в сфере образования гг.

Федеральный государственный образовательный стандарт ФЗ 309 Обязательность полного (среднего) образования ФЗ 194 ЕГЭ ФЗ 17 Приоритетный национальный проект «Образование» ТребованияУсловия НСОТ НПФ Государственно- общественная система оценки качества образования Положение об аттестации педагогических кадров Изменить технологию учительской деятельности

Новое понимание результата образования подразумевает использование технологий, позволяющих создавать педагогическое пространство, обеспечивающее его достижение, а также влечет за собой изменение системы оценивания результатов образования.

Когнитивную технологию обучения; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; технологию проектного обучения технологию «дебаты»; технологию развития «критического мышления»; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); Технологию обучения в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) технологию «портфолио»;

Метод проектов – базовая технология а) стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций б) позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования ключевых компетенций учащихся.

первой ступени общего образования Впервые в базисный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 ч. В рамках этой рубрики отведены специальные часы для ведения проектной деятельности Базисный образовательный план

Реформа педагогического образования Бакалавриат – базовое образование. Магистратура – освоение проектных технологий

Наряду с ЕГЭ может быть введена так называемая идеология "портфолио" В 56-й гимназии Санкт-Петербурга министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко встретился с необычным классом - пятнадцатью победителями первого тура Всероссийского конкурса "Учитель года ". Отвечая на их вопросы об аттестации школьников, министр рассказал о предложениях, которые сейчас рассматриваются в министерстве. Так, наряду с ЕГЭ, может быть введена так называемая идеология "портфолио", когда на протяжении всей учебы школьник ведет свое досье, собирает грамоты, дипломы олимпиад, различных конкурсов.

Использование портфолио в проектной деятельности учащегося ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ Метод проектов понимается как ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ, в которых учащийся решает собственные проблемы, ставит и достигает субъективно значимой цели, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. В этой связи нам кажется целесообразным использование портфолио проектной деятельности учащегося.

Организация пространства для проектной деятельности Использование метода проектов в образовательном процессе показывает, что учащимся необходимо специально организовывать пространство для проектной деятельности. Необходима ориентировочная основа деятельности. А также ученикам необходимо 1. определенное время хранить промежуточные результаты работы с источниками информации, 2. лабораторным и другим оборудованием; 3. фиксировать вопросы, выносимые на консультации с руководителями проектов или со специалистами за пределами школы (музей, предприятие, библиотека и т.п.), 4. а также оформлять результаты проекта.

Систематизация и хранение многочисленных материалов проектной работы. Преимущества портфолио несомненны с точки зрения систематизации и хранения многочисленных материалов проектной работы.

Как обычно… Звёздный: 90% работ по проекту выполняет сам. Получает великолепный продукт. Выигрывает конкурсы. Получает высокие рейтинги. Пофигист: не интересуется тем, как идет работа, пускает ее на самотек. Не осваивается алгоритм проектной деятельности. Не формируются компетентности. Не реализуется деятельностный подход.

Портфолио как технология формирования ключевых компетентностей учащегося

Задача технологии «Портфолио»- организация рефлексивного сопровождения образовательного процесса для формирования компетентности по построению человеком собственной образовательной программы, оценки ее эффективности.

Рабочие листы портфолио проектной деятельности учащихся Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики: Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара. Изд-во «Профи»,

Рабочие листы проектной деятельности учащихся структурированы в логике работы над проектом. Выполняют, с одной стороны, функции дидактических материалов, то есть обучают некоторым действиям, с другой стороны – доносят до учащихся в адаптированном виде требования к выполнению отдельных этапов работы и становятся объектами оценки дидактические материалы требования Объекты оценки

Ориентировочная основа проектной деятельности Рабочие листы позволят организовать работу так, чтобы ни учитель, ни ученик не пропустили случайно какие-либо действия, предусмотренные технологией А это значит они становятся ориентировочной основой проектной деятельности

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ГАЛЬПЕРИНА Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам: Первый - создание мотивации обучаемого; Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия; Третий - выполнение реальных действий; Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий; Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»; Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация. На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается». интериоризация

Рабочие листы представлены в нескольких вариантах для различных уровней сформированности компетентности Так как предполагается, что первый уровень сформированности компетентности «Решение проблем» осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени, Листы выдаются учителем ученику в соответствии с представлением учителя о возможном уровне сформированности у конкретного ученика компетентности решения проблем.

один портфолио на всю проектную группу В случае если проект групповой, рекомендуется создавать один портфолио на всю проектную группу, соответственно, рабочие листы заполняются тоже группой, за исключением листов 21 и 22, которые фиксируют то, как каждый из учеников оценивает свою деятельность и собственное продвижение в рамках работы над проектом.

В какой именно раздел «Портфолио» помещать рабочие листы? Жестких рекомендаций по этому поводу не существует. Один из возможных вариантов: 1. Первоначально ученик помещает предлагаемые учителем рабочие листы в раздел «Коллектор». 2. По мере заполнения рабочие листы переносятся в «Рабочие материалы». 3. Листы 21 и 22 помещаются в раздел «Достижения», поскольку фиксируют продвижение ученика в рамках работы над проектом. Коллектор Рабочие материалы Достижения

Учащийся получает возможность описать свое продвижение в процессе работы сопоставить свои успехи проанализировать свои затруднения оценить приращение новых способов деятельности осознать свой прогресс в освоении проектирования как вида деятельности понять алгоритм проектной деятельности

Оценка сформированности ключевых компетентностей учащихся Если портфолио проектной деятельности учащегося используется с целью формирования компетентностей, то речь должна идти об оценке именно этого результата образования.

При проектной деятельности учащиеся проявляют 3 ключевые компетентности:3 ключевые компетентности решение проблем коммуникативная информационная

Группы умений на основании вида деятельности «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них заданы группы умений на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь. Ключевые компетентности Решение проблем Работа с информацией Коммуникация группы умений на основании вида деятельности Более подробную информацию об оценке сформированности ключевых компетентностей учащихся можно найти на сайте:

Объекты оценки Объекты оценки портфолио проектной деятельности учащегося презентация продукта наблюдение за работой в группе наблюдение за консультацией Более подробную информацию об оценке сформированности ключевых компетентностей учащихся можно найти на сайте:

Результат с позиции ученика Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.),

Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

Для учащегося портфолио проектной деятельности – это организатор его работы, это технология и место сбора материалов, технология анализа информации, инструмент самооценки и рефлексии

а для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Деятельностный подход Учащийся должен освоить алгоритм проектирования! В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и др.) существуют и другие, самостоятельные направления проектирования. К ним можно отнести проектирование человеко- машинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существует также инженерно- психологическое, генетическое и иные виды проектирования.

Последовательность работы над учебным проектом ПОИСКОВЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели проекта. Анализ имеющейся информации. Поиск информационных лакун. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. Анализ ресурсов. Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация). Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта.

Начальная школа (1-й уровень сформированности компетентностей)1-й уровень На наш взгляд, в начальной школе (1-й уровень сформированности компетентностей) не нужно вводить портфолио как технологию работы с информацией и организации рефлексии учащегося, поскольку такая форма работы не соответствует психолого- педагогическим особенностям возраста. Вместо рабочих листов предлагается форма краткого отчета о работе над проектом, которая представляет собой вопросник, отражающий содержание основных этапов работы над проектом. Отчет учащиеся заполняют после того, как работа над проектом завершилась. Предложенная форма отчета может самостоятельно использоваться и в случае, если портфолио в практике работы школы не применяется

Поисковый этап Интересы детей Рамки учебных предметов Воможности учителя ТЕМА

Рабочий лист 1 Рабочий лист 1 – визитная карточка проекта Название проекта руководи- тель Даты начала, завершения Автор(-ы),

Поисковый этап. Постановка проблемы. Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Более общее понимание проблемы - "осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в той или иной ситуации, средствами наличного знания или опыта"[1] - в данном случае можно сузить до противоречия между субъективной «потребностью» и условиями внешней среды, не позволяющими ее удовлетворить.[1] [1] Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, С.35. [1]

Первая группа рабочих листов под общим заголовком «Анализ ситуации» предназначена для организации работы учащихся по постановке проблемы и для оценки группы умений, связанных с этим сложным действием

В процессе выбора ученик неосознанно останавливается на том тематическом поле, в рамках которого он испытывает неудовлетворенность своих претензий. Например, ему хочется разводить влаголюбивые растения в своей комнате, воздух которой сильно иссушен системой центрального отопления). Теперь необходимо актуализировать осознание этого противоречия, сформулировать его, определив тем самым проблему. Постановка проблемы ПРИМЕР:

рабочий лист 2 рабочий лист 2 – для учащихся, которые, по мнению учителя, претендуют на 2 уровень сформированности компетентностей, АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Постановка проблемы

рабочие листы 3, 4, 5, 6 –3456 для тех, кто претендует на 3-4 уровень. Пример

В рабочем листе 33 В рабочем листе 3 проблема должна быть детально описана и проанализирована, то есть в графе «Прогноз» описывается развитие существующей ситуации в случае, если проблема не будет решена, в соответствующих графах «Влияния +» и «Влияния –» указываются действия субъектов (людей, организаций и т.п.), которые могут быть заинтересованы в том, чтобы повлиять на развитие ситуации. «Прогноз» «Влияния +» и «Влияния –» Пример

В рабочем листе 5 5 В рабочем листе 5 «Противоречия» ученику также необходимо назвать противоречие между идеальной и реальной ситуацией. На 3 уровне допустима помощь учителя в постановке проблемы, поэтому сама формулировка не оценивается. «Противоречия» Пример

В рабочем листе 6.6. оценивается постановка проблемы, если учащийся указал НЕКОТОРЫЕ последствия существования проблемы последствия

Рабочий лист 44 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ учителем, так как умение обосновывать идеальную ситуацию было актуально для предыдущего уровня. Его целесообразно использовать в том случае, если ученик может, по мнению учителя, претендовать на 3 или 4 уровень сформированности компетентности. Его заполнение поможет организовать работу учащегося по постановке проблемы. «Мое видение (идеальная ситуация)»

«Цель и задачи проекта» Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения ученика)?»

Поисковый этап. Целеполагание. Сформулированная в форме противоречия проблема легко преобразуется в цель. Например: Проблема: Мне необходимо уехать на турбазу с родителями на две недели, но мои домашние цветы нуждаются в ежедневном поливе. Цель: организовать систему автоматического полива комнатных растений.

В рабочем листе 77 ученик, претендующий, по мнению учителя, на 2 уровень сформированности компетентности, фиксирует проблему и цель проекта, поставленную с помощью учителя, и формулирует задачи проекта. «Цель и задачи проекта»

Помощь, оказанная ученику При этом следует напомнить, что о степени самостоятельности учащегося учитель - руководитель проекта может судить на основании своих оценочных бланков, в которых фиксируется, какая именно помощь была оказана ученику. оценочных бланков

Аналитический этап. Решение проблемы. Определив цель, учащийся предлагает один или несколько способов ее достижения (отвечает на вопрос: «КАКИМ ОБРАЗОМ?»).

Рабочий лист 88 Предназначен для работы учащихся, претендующих на 3-4 уровень. «Цель и задачи проекта» Способ убедиться в достижении цели Риски

Аналитический этап. Работа с информацией. После постановки цели проекта в первую очередь на этом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).

В рабочем листе 17 «Источники информации»17 ученику предлагается фиксировать, по каким темам найдены источники информации, каково основное их содержание по актуальному для работы над проектом вопросу. При этом совсем не исключено, что для работы над проектами учащимся необходимо будет конспектировать источники. В этом случае конспект может быть целиком представлен в разделе портфолио «Рабочие материалы» в соответствующей рубрике и прокомментирован учеником.

Аналитический этап. Сбор информации. Даже при высоком уровне сформированности умений работать с информацией учащиеся могут столкнуться с объективными трудностями. Задача педагога в этом случае будет состоять в том, чтобы "снять" их тем или иным образом. Например, работу ученика 8 класса (проект "Самодельная сварка") со статьей по механизации трудоемких процессов осложнило обилие незнакомых терминов, кроме этого, ему "не хватило знаний для того, чтобы понять содержание". В этой ситуации учитель может "прокомментировать непонятные места", отослать ученика к справочной литературе, порекомендовать ему обратиться к какому-либо эксперту.

В рабочем листе 18 «Консультация» 18 учеником фиксируются различные организационные моменты (согласованная с учителем дата консультации, имя консультанта); основные вопросы, с которыми ученик обращается к консультанту. В этом бланке ученик может делать заметки, записывать по итогам консультации, что необходимо сделать для выполнения проекта, что прочитать и над чем подумать.

Аналитический этап. Сбор информации. Нередко при работе над проектом учащиеся находят источники информации, которые были неизвестны учителю, получают самую свежую информацию Боязнь учителя показаться некомпетентным основана, на наш взгляд, на профессиональном стереотипе: учитель должен обязательно быть специалистом по тому узкому вопросу, которому посвящен проект. Следует помнить, что руководитель проекта в первую очередь является носителем проектной культуры, отвечает за соблюдение общего алгоритма работы над проектом.

Аналитический этап. Анализ проблемы. Изучив собранную информацию, ученик производит на новом этапе анализ проблемы, выделяя (на начальных этапах с помощью учителя) причины и (в старших классах) последствия ее существования, определяя, решаема ли для него та или иная проблема (может ли он устранить своими силами причины ее существования), заинтересован ли кто-то кроме него в решении этой проблемы.

рабочий лист 9 «Анализ путей решения проблемы».9 С использованием рабочего листа 9 ученик может проанализировать различные способы решения проблемы, для чего ему необходимо кратко изложить их суть и зафиксировать их сильные и слабые стороны в графах, отмеченных значками «+» и «–», а также требования, которым отвечает решение, выбранное учеником. Учитель не может оценить высоко сформированность умений по целеполаганию, если приведен только один вариант решения проблемы. различные способы решения проблемы сильные и слабые стороны «+» и «–»

Аналитический этап. Выбор решений. Многие проблемы могут быть решены различными способами, поэтому необходимым шагом в разработке замысла проекта старшеклассниками является изучение альтернативных способов решения проблемы и выбор оптимального решения. Учителю необходимо грамотно провести с учащимися обсуждение способов решения проблемы, при этом можно использовать такие известные приемы, как, например, мозговой штурм.

Рабочий лист 19 «Обсуждение в группе» 19 предназначен для подготовки ученика к групповому обсуждению и графически организован таким образом, чтобы учащийся смог зафиксировать итоги группового обсуждения и последующие шаги. Рекомендуется использовать данный рабочий лист, начиная со 2-го уровня.

Аналитический этап. Планирование. Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).

Третья группа рабочих листов предназначена для организации работы учащихся по планированию

Рабочий лист 10 «График деятельности»10 предлагается учащимся, претендующим на 2 уровень сформированности компетентности. На этом уровне набор шагов, необходимых для реализации проекта, разрабатывается учеником в результате совместного обсуждения хода работы с учителем и при его непосредственной помощи. В рабочем листе ученик самостоятельно фиксирует все шаги в хронологической последовательности.

Рабочий лист 11 «Проектный календарь»11 предназначен для понедельного планирования деятельности учеником. Заполнение этого рабочего листа не оценивается, в нем учащийся может зафиксировать зоны своего участия и ответственности при работе в групповом проекте. Ученик, претендующий на 4 уровень сформированности компетентности, не только определяет хронологическую последовательность шагов, но и выходит на логическое разделение задачи на шаги, а также планирует ресурс времени, материально- технические, информационные и др. ресурсы.

Четвертая группа рабочих листов под общим названием «Продукт: планирование результатов, оценка» предназначена для прогнозирования учащимся результатов деятельности и их оценки

В рабочем листе ученик, претендующий на 2 уровень сформированности компетентности, приводит в соответствующей графе описание предполагаемого (планируемого) продукта и детализирует несколько характеристик, важных для использования продукта по назначению и в этом же рабочем листе в графе «Я предлагаю использовать» ученик указывает, каким образом он планирует это делать. Данный рабочий лист применяется и для оценки полученного продукта, который описывается в соответствующей графе. Ученик также делает выводы о соответствии полученного продукта запланированному. описание предполагаемого (планируемого) продукта Рабочий лист 15 целесообразно предложить ученику, претендующему на 3 или 4 уровень сформированности компетентности.

В рабочем листе 1616 На 3 уровне сформированности компетентности учащийся может спрогнозировать, каковы будут потенциальные потребители и/или области применения полученного им продукта, которые фиксируются в рабочем листе 16. Ученик в соответствующей графе формулирует рекомендации по использованию полученного им продукта другими, и планирует продвижение продукта или указывает границы его применения, Под продвижением в данном случае понимаются описанные в самом общем виде действия ученика (информирование, реклама, распространение образцов, акция и т.п.). Не снижается количество баллов в том случае, если учащийся заявляет об эксклюзивности или очень узкой группе потребителей продукта.

Практический этап На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают \ осваивают различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований, сварка и т.д.). На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта.

Рабочий лист 13. Текущий контроль13 предназначен для того, чтобы ученик, претендующий на 3 уровень сформированности компетентности, фиксировал результаты проведения текущего контроля. В первой колонке таблицы отмечаются те действия (шаги), по завершении которых происходит контроль. Если учащийся самостоятельно спланировал промежуточный контроль в соответствии со спецификой своего проекта, о чем свидетельствуют заполненные им колонки таблицы «Что я контролирую» и «Как я контролирую», он получает 6 баллов.

Презентационный этап Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом. Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для творческого поиска учителем организационных форм презентации. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д. По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. Проведение презентаций можно удачно совмещать с работой с семьями учащихся.

Рабочий лист 20 «Мои презентации» 20 предназначен для подготовки презентаций проектов. В этом случае к письменным материалам относятся все сопровождающие или предваряющие презентацию проекта материалы (этикетки, рекламные буклеты, таблицы, стендовые материалы и т.п.). В таблице «Письменные материалы» фиксируются адресат и цель, которая вполне может не совпадать с целью самой презентации и формулироваться, например, так: облегчить восприятие статистической информации. В ней также фиксируются жанр и способ предъявления каждого материала. Вторая таблица описывает устную презентацию: аудитория, цель и средства. В данном случае подразумеваются как вербальные, так и невербальные средства, наглядные материалы, логические или риторические приемы.

Контрольный этап Рефлексия деятельности После проведения презентации учащимся проводится оценка как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте. Рекомендуется использовать проектную работу учащегося как набор ситуаций, в которых не только формируется, но и проявляется его компетенция, для оценки уровня сформированности его ключевых компетентностей. Учитель имеет возможность оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся: компетентности в решении проблем, поскольку обязательным является решение учащимся собственных проблем средствами проекта, а также компетентности в работе с информацией и коммуникативной компетентности по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся не только на контрольном, но и на всех остальных этапах работы учащихся над проектом.

На последнем – оценочном – этапе работы над проектом используются рабочие листы 21 и

В рабочем листе ученик фиксирует слабые стороны работы над проектом, указывает сильные стороны, формулирует причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом, предлагает способ(ы) преодоления трудностей (избежания неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом.

Рабочий лист организован графически таким образом, чтобы ученик смог зафиксировать освоенные в ходе проектной работы умения (графа «Я научился») и аргументировать возможность использовать их в других видах деятельности (графы «Я могу использовать приобретенные умения (опыт)» и «Обоснование»).

Когда учащийся берётся за новый проект, у него есть ориентировочная основа проектной деятельности в виде рабочих листов и осмысленный опыт.

Алгоритм запуска портфолио 1. мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио, 2. определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся, 3. определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы, 4. определение общей структуры портфолио, 5. определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев), 6. определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки. [1] Большая книга о маленькой школе /Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, – С.244. [1]

Окончательный вариант оформления портфолио проектной деятельности

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Здесь обязательно помещается вступительная статья – обоснование, где сформулирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. Это может быть эссе, фотография, краткая история успехов и т.п. Рабочий лист 1 Рабочий лист 1 – визитная карточка проекта

Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д., одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося - создателя портфолио. Рабочие листы, предложенные учителем в качестве ориентировочной основы проектной деятельности деятельности. Различные информационные материалы.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником. Рабочие листы 2-20, заполненные учеником

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. Рабочие листы , заполненные учеником

Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Заказ изданий: Тел.: (846) , Тел./факс: (846) Заказ подготовки педагогов: Тел.: (846)

Список литературы: Большая книга о маленькой школе /Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севостьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио /Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 2. – Самара: Изд-во «Профи», Гражданское образование: содержание и активные методы обучения /Под ред. С.Шехтера и Н.Воскресенской. – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М.: Знание, Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и последователей) /Под ред. Н.Д.Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара /Под ред. А.В.Великановой. – Самара: Изд-во «Профи», Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. – – 3. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические материалы для обучения педагогов /Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 1. – Самара: Изд-во «Профи», Шишов С.В., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Трубачёва В. А., зам. директора по маркетингу и развитию