Углицкая М.А., проректор по научно-методической работе АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Итоги деятельности стажировочной площадки по реализации направления «Достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ФЦПРО в 2011 году и задачи на 2012 год
Соглашение от 31 августа 2011 г между Министерством образования и науки РФ и Правительством Вологодской области В 2011 г. федеральные субсидии в областной бюджет в размере 5,549 млн.руб., софинансирование из областного бюджета 10,8 млн. руб. В гг. федеральные субсидии в областной бюджет в размере 32,31 млн. руб.
Cтажировочная площадка – АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Базовые организации - БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж»,БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования», БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» Муниципальные образовательные учреждения: «СОШ 41» г. Вологды; «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» г. Череповца; «СОШ 11» г. Череповца; «СОШ 1 им. адмирала А.М. Калинина» п. Шексна; «Гимназия» г. Великий Устюг.
Направления деятельности стажировочной площадки формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования – 492,34 тыс. руб.; распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования – 4534,25 тыс. руб.; повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации ФГОС общего образования - 304,35 тыс. руб.;
Направления деятельности стажировочной площадки создание основанной на информационно- коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам; внедрение модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность, адресный подход к повышению квалификации;
Направления деятельности стажировочной площадки создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием ; обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по вопросам государственно-общественного управления образованием – 218,06 тыс. руб.
Задачи деятельности стажировочной площадки на 2011 год: -разработка нормативного правового обеспечения деятельности площадки; - организация деятельности стажировочной площадки и взаимодействия с базовыми организациями; -достижение целевых показателей результативности предоставления субсидии (количество обученных и повысивших квалификацию работников образования и др.).
Результаты: Утверждены приказами Департамента образования области положение о стажировочной площадке; состав совета стажировочной площадки; план-график деятельности стажировочной площадки на 2011 год. План выполнен, целевые показатели результативности предоставления субсидии в основном достигнуты.
Разработаны: - порядок отбора претендентов на обучение в рамках мероприятия «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования»; -проекты Концепции и положения о цифровой школе как ресурсном центре сетевого взаимодействия в муниципальной и региональной системах образования; -проект Положения об апробации региональной модели персонифицированной системы повышения квалификации работников образования Вологодской области; - концепция развития государственно-общественного управления образованием в Вологодской области (новая редакция).
Количественные данные о мероприятиях стажировочной площадки 1. Проведены с участием 2731 слушателя (109% от плана): курсы повышения квалификации – 7; проблемные семинары – 15; вебинары – Проведена с участием 214 чел. межрегиональная научно-практическая конференция (Интернет-трансляция, видеоконференция, секции)
Регионы РФ – участники мероприятий стажировочной площадки Республика Коми, Республика Карелия, Ленинградская, Архангельская, Мурманская, Владимирская, Тверская области, Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Москва Всего 65 работников образования
Количество слушателей, прошедших обучение и повышение квалификации по стажировочной площадке и базовых оганизациях в 2011 году Наименование подмероприятияКоличество слушателейВсего КПК (72 часа) Обучение (8-24 ч.) 1.2. Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования Распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования - Повышение квалификации и обучение по внедрению ФГОС начального общего образования - Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров по вопросам внедрения ИТ - Распространение на всей территории Российской Федерации модели цифровой школы
Количество слушателей, прошедших обучение и повышение квалификации по стажировочной площадке в 2011 году 1.6. Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации ФГОС общего образования (основного общего образования) Обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно- общественному управлению образованием Итого:
Материально-техническое и учебно-лабораторное обеспечение учреждений оснащение стажировочной площадки и базовых организаций Освоены средства субсидий: - из федерального бюджета в размере 2,279 млн. руб % от плана; - из областного бюджета в размере 10,8 млн. руб % от плана (в рамках ДЦП «Развитие образования в Вологодской области на годы» и ДЦП «Информатизация Вологодской области на годы»).
Оснащение стажировочной площадки АОУ ВО ДПО «ВИРО»: - видеозвуковая система актового зала, - сервер, - оборудование для видеоконференцсвязи, - интерактивная доска, - 21 ноутбук, - 36 компьютеров, -16 МФУ (копир, принтер, сканер), -2 копира цифровых, - принтер, -8 проекторов, -экран настенный.
Оснащение базовых организаций БУ ВО «Центр информатизации и оценки качества образования»: - телекоммуникационное оборудование; БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж», БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»: - мобильные цифровые лаборатории (для введения ФГОС НОО)
Социальные эффекты деятельности стажировочной площадки: -увеличение доли учителей, повысивших квалификацию в 2011 году, до 40%; увеличение доли учителей, имевших возможность выбора программ обучения, до 25%; -распространение инновационного опыта ОУ (цифровых школ) на федеральном уровне и дальнейшее развитие регионального проекта «Цифровая школа XXI века», развития региональной системы образования в целом; -создание кадровых условий для развития государственно- общественного управления образованием на институциональном, муниципальном и региональном уровнях; -становление института ведущих консультантов по вопросам развития системы образования.
Выявленные проблемы В развитии информатизации образования: - отсутствие системы управления ОУ на основе автоматизированных банков данных и коммуникационных сетей; - острая потребность директоров ОУ в повышении квалификации по вопросам управления информационной образовательной средой ОУ; -недостаток качественного методического сопровождения направлений информатизации образования на всех уровнях (институциональном, муниципальном, региональном).
Выявленные проблемы В развитии государственно-общественного управления образованием : - наличие «сопротивления изменениям» в процессе разработки моделей государственно-общественного управления образованием (низкая мотивация, неверие в эффективность деятельности органов ГОУО и т.п.); -недостаточность кадрового ресурса для развития государственно-общественного управления образованием;
Распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования Задачи на 2012 год: - повышение квалификации и обучение не менее 600 слушателей на базе цифровых школ; -обсуждение и утверждение положения о цифровой школе как ресурсном центре сетевого взаимодействия в муниципальной и региональной системах образования; - апробация модели цифровой школы как ресурсного центра; - подготовка и издание материалов из опыта работы цифровых школ.
Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам Задачи на 2012 г.: - создание центра методической и организационно- технической поддержки внедрения информационных технологий в общеобразовательных учреждениях; - обучение не менее 1800 педагогических работников по вопросам внедрения новых информационных технологий; - организация дистанционного обучения школьников.
Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования; повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации ФГОС общего образования: Задачи на 2012 г.: -отбор и подготовка 40 слушателей как ведущих консультантов; - повышение квалификации не менее 1082 руководителей ОУ, специалистов ММС, учителей начальных классов, учителей пилотных школ по введению ФГОС ООО, в том числе на дистанционных курсах.
Внедрение модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации Задачи на 2012 г.: -обсуждение и утверждение Положения об апробации региональной модели персонифицированной системы повышения квалификации работников образования Вологодской области; -разработка методических рекомендаций по апробации региональной модели ПК; -апробация региональной модели ПК.
Создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием. Обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников Задачи на 2012 г.: - разработка плана реализации Концепции государственно- общественного управления образованием в Вологодской области на годы; - экспертиза моделей ГОУО; - обобщение опыта подготовки публичных отчетов ОУ; - обучение руководителей и членов управляющих советов ОУ; - повышение квалификации и обучение не менее 600 руководителей и педагогов ОУ.
Прогнозируемые социальные эффекты в количественном выражении ориентированы на плановые показатели ФЦПРО Наименование показателя и его номер в ФЦПРО [1] [1] ФактОбязательства региона Фактическое исполнение Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, от общей численности школьников, в % 1872, Доля детей школьного возраста имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, от общей численности детей школьного возраста, в % 4048, Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, от общей численности учителей, в % [1] [1] В соответствии с приложением 1 к ФЦПРО на годы
Сведения о выполнении показателей ФЦПРО в регионе 4 7.Доля специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно- общественный характер управления образованием, от общего числа специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования, в % Доля образовательных систем субъектов и муниципалитетов Российской Федерации, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, от общего числа образовательных систем субъектов и муниципалитетов Российской Федерации, в %
Сведения о выполнении показателей ФЦПРО в регионе 6 9.Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей, в % 22, Доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций, и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, от общей численности учителей, в % 25, Доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе, дистанционно или в учреждениях профобразования, от общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, в % 1860,
Информационное сопровождение Страницы на сайтах ВИРО и базовых организаций. Статьи в журнале «Источник». Презентации на сайтах федеральных операторов и вебинарах. Выступление о деятельности стажировочной площадки на комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты Вологодской области ( )
Отчеты, мониторинг Отчеты Министерству образования и науки, федеральным операторам (промежуточные письменные, по форме; проверки деятельности стажировочной площадки ); Отчет о деятельности стажировочной площадки за август-ноябрь на совете стажировочной площадки ( ). Отчет о деятельности стажировочной площадки за ученом совете ВИРО ( ).