Мастер - класс на тему: «Система инновационной оценки «портфолио» «Содержание и анализ работы с портфолио» Подготовила и провела: учитель начальных классов высшей категории Басова Елена Дмитриевна 2009г.
Что такое портфолио? Портфель папка картотека
Портфолио ( употребляется как в м.р., так и в ср.р.) в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Портфолио - это способ оценки, накопления, фиксированные достижения школьников в определенный период их деятельности. Портфолио - это коллекция работ и достижений учащихся, которые демонстрируют его усилия прогресса и достижений в различных областях. Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документально определяет опыт и достижения учащихся. Портфолио - это пакет сертифицированных документов, позволяющих фиксировать индивидуальные достижения учащихся в учебной деятельности. ( Из документов Мин. образования ).
Портфолио Это коллекция работ и достижений человека, содержащая многообразную информацию, которая демонстрирует его усилия и прогресс в различных областях, документально определяет опыт и фиксированные достижения в определенный период его деятельности.
Виды портфолио портфолио учителя классное портфолио личное портфолио ученика
Портфолио ученика. Портфолио ученика - это коллекция работ и достижений учащегося, содержащая многообразную информацию, которая демонстрирует его усилия и прогресс в различных областях, документально определяет опыт и фиксированные достижения в определенный период его деятельности. Цель портфолио - собрать коллекцию работ и достижений учащегося во время учебного процесса в школе, которая демонстрируют усилия его прогресса и индивидуальных и коллективных достижений в различных областях (в учебной и внеучебной деятельности). Задача портфолио - представить отчет о работе учащегося, проследить его творческий и профессиональный рост, способствовать формированию навыков рефлексии (самооценки). Предназначение - увидеть практический выход успешности, который позволяет фиксировать динамику прогресса индивидуальных и коллективных достижений учащегося.
Опорные слова в определениях : достижения прогресс рост успешность рефлексия Философия учебного портфолио заключается в том, что предполагает смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, н а то, что знает и умеет. Т аким образом, педагогический акцент переносится с оценки н а самооценку, ф ормируется самостоятельность у ченика в учебной и внеучебной деятельности, развиваются его навыки рефлексии и самооценки.
Структура портфолио титульный лист сведения об ученике портфолио документов Учебный год Раздел эссе
Результаты внеурочной деятельности по учебным предметам Учебные достижения Результаты сопричастности с социумом Результаты деятельности в классном коллективе Результаты внеурочной деятельности
Содержание разделов портфолио Учебные достижения Уровень обученности, качество знаний: результаты срезов, самостоятельных и контрольных работ, тестов, опросов ; четвертные и годовые отметки. Внеурочная деятельность по учебным предметам Предметные недели, марафоны; олимпиады, интеллектуальные конкурсы, викторины, общественные смотры знаний, научные общества, конференции. Посещение факультативов. Внеурочная деятельность (др.направления) Спортивные соревнования, творческие конкурсы поделок, рисунков; творческие работы, сочинения; выставки, презентации. Деятельность как члена классного коллектива Классные мероприятия, общешкольные мероприятия: конкурсы, концерты, представления, инсценирование, праздники, походы, отдых. Сопричастность с социумом Участие в полезных делах класса, школы, города: уборка, озеленение территории школы; изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц; ремонт книг, сбор вещей для малообеспеченных, помощь и поздравления ветеранам.
Способы фиксирования достижений. Грамоты, похвальные листы, сертификаты, благодарности. Творческие работы (стихи, сочинения, рисунки), рефераты, доклады, компьютерные презентации. Итоговые отметки по предметам. Рабочие тетради, дневник, работы учащихся. Фотографии, видеозаписи, вырезки из газет.
Практический в ыход Самое важное - это взаимодействие между учеником и учителем, в процессе которого ученик, чувствуя внимание к себе со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится инструментом п овышения качества процессов учения: 1. поддерживает высокую учебную мотивацию школьников; 2. поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения; 3. развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; 4. формирует умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Обобщение собственного педагогического опыта.
Желаю творческих успехов