проект Формирование духовно-нравственное культуры на уроках литературы. проект выполнила Бессчастнова Светлана Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 20»
Проблема: недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся, препятствующих успешной социальной адаптации. Цель проекта: формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся через опыт самопознания, осмысление собственного места в мире, выбор ценностных, смысловых установок своих действий.
Этапы реализации проекта: исследование; разработка педагогической модели, форм взаимодействия; проектно-исследовательская деятельность, создание и защита презентаций, буклетов, сочинений рисунков; оценка эффективности.
Сроки реализации проекта: ноябрь – февраль Предметная область: литература
Модель проекта: учитель ученик Образовательный процесс
Читательские конференции Исследовательски е проекты учащихся (биография писателей, портреты героев, детский рисунок и др.) Анкетирование учащихся Просвещение родителей Творческие отчеты, сочинения. УЧИТЕЛЬ + УЧЕНИК Классные лектории по духовно- нравственным проблемам Индивидуальные консультации родителей Работа с текстом Анализ работ учителем Учащиеся Формы взаимодействия с учащимися по формированию социальной компетенции через духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в 8 классе.
1.Нравственные упражнения Суть приема – в организации обстоятельств, требующих от ученика правильных поступков, рассчитанных на развитие нравственных качеств. 2. ДовериеСущность – поручение определенного ответственного дела. 3. Пробуждение гуманных чувств Метод сопереживания. Необходимо найти в окружающей обстановке такие условия, при которых учащиеся сами бы увидели людей, нуждающихся в помощи. 4. Активизация сокровенных чувств Прием активизации. Создание незаметно для учащихся таких обстоятельств, которые вызывают звучание глубоко скрытых чувств, на их основе воспитываются благородные стремления. 5. Доброта, внимание, заботаглавное учащиеся должны чувствовать искренность учителя, коллектива. Приемы воздействия учителя на учащихся по воспитанию духовно – нравственных ценностей
Способы отслеживания: анализ работ учащихся (исследования, рисунки, сочинения); итоговая работа «В человеческой жизни есть мгновенья перелома…»; дополнительная возможность: выход в блог учителя, анкетирование по темам «Волшебный край- театр 19 века», «Наш 19 век»; дискуссия на Campus.ru «Нравственные ценности нашего времени».
Скриншот интернет страниц
Рисунки учащихся
Мои выводы при анализе творческих работ учащихся: учащимся в работе над картинами пришлось более глубоко осмыслить произведение; при толковании собственных картин ученики концентрируют внимание на том, что изображено и насколько это фактически точно соответствует литературному тексту; индивидуальные наблюдения над тем, как и почему именно так изображаются герои и события, ещё очень скупы; интерес учащихся после такой работы перерастает в потребность знаний, желание творческого и комплексного освоения книги.
Выводы педагога-психолога при анализе работ учащихся: отсутствие у школьников агрессивных тенденций; выразительность чувств и эмоций, преобразование увиденного в живописное произведение; направленность на сотрудничество. Наблюдения учителя изобразительного искусства: во всех представленных картинах присутствует целостность в передаче настроения, чувственность изображения; учащиеся как бы находятся в среде, которую изображают.