Виды, типы, формы уроков
…Форма урока по-настоящему хорошего, душевного, любящего своё дело учителя может не мешать, а помогать ему в его устремлениях, работе, повышении качества обучения Лизинский В.М.
Урок – викторина Комбинированный Урок – поиск Проектированный урок Урок – экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно-музыкальный урок Урок взаимообучения Урок-пресс-конференция Проблемно-обучающий зачёт Конкурс знаний, умений и творчества Деловые, ролевые, ситуационные игры Интегрированные уроки Урок – документальный практикум Урок – фантазия Урок – сказка Урок – спектакль (инсценировка) Урок – игра Урок – конференция Урок – поход Урок – суд Урок – лекция Урок самостоятельного поиска знаний Урок творчества Урок – переговоры Урок – соревнования Урок художественного чтения Урок – экзамен Урок – дискуссия Интегративно-понятийный урок Урок – тестирование Урок – отчет Урок без правил как форма Урок – биография как форма Урок – рассказ Урок – семинар Урок в «Аквариуме»
Урок - викторина Учащиеся не отвечают на вопросы викторины, они лишь проставляют на листочках номер вопроса и оценку; На «отлично» - «5» Хуже – «4» Ниже ставится прочерк Учащиеся отвечают на вопросы викторины. Группа учащихся проверяет правильность ответов, выставляет оценки и сообщают учителю
Комбинированный урок I - оргмомент требование, жесткое включение в деятельность, главное – форма и дисциплина. Организационно-психологический момент. Улыбка, шутка, доброта, положительный психологический настрой на урок, одобрительно-душевное отношение к детям, смена приёмов, остроумие, бодрость, игровое начало. II - опрос Страх, избиение словом и оценкой, нудное и требовательное выискивание недостатков, ошибок Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы, исключение из этой фазы урока, запугивающего, инквизиторского начала
III – изложение нового материала учитель требует, чтобы учащиеся внимательно слушая, запомнили и поняли смысл излагаемых фактов, событий, принципов, подходов -работает память и пассивно используемый визуально-звуковой ряд учитель организует познавательную деятельность и активность учащихся в связи с изучением нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо, выдачу тезисов до урока, метод графической записи, звуковой, моторный, визуальный, осязательный ряд, дискуссию, стимулирование поиска учащимися опережающих идей и решений и т.д. IV – закрепление изученного материала подтверждает провал предыдущих фаз, демонстрирует отсутствие активности, опирается на свойства кратковременной памяти и на записи позволяет обсудить главные, основные, наиболее интересные линии и направления изученного – опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого учащегося выступить со своим мнением, понимаем и подходом
V – домашнее задание на доске мелом написать номер параграфа учитель подбирается к домашнему заданию в течение всего урока, увлекает, заинтересовывает учащихся авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для учащихся интересны, значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого.
Урок - поиск Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся Ученики и учитель ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы. Учитель знакомит учащихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами. Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия. I этап. II этап. V этап. IV этап. III этап.
Урок взаимообучения ученики попарно задают друг другу вопросы по изученной теме и выслушивают ответы, затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки и за вопросы, и за ответы. ученики совместно в режиме микрогрупп ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники проставляют самим себе оценки за активность и участие
Урок – пресс - конференция несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференций, класс задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ учащиеся задают вопросы на пресс-конференции самому учителю, а специальное жюри проставляет оценки учителю и учащимся за вопросы и ответы
Урок - лекция - Выдать каждому учащемуся тезисы лекции и попросить, чтобы ученики справа на свободном от тезисов месте на листе написали вопросы, которые возникли у них в ходе лекции. - Учитель обещает в ходе лекции допустить 10 существенных ошибок, и те из учащихся, кто их обнаружит, будут вознаграждены. - Каждые 3-5 минут в ходе лекции ученикам задаются краткие устные или письменные экспресс-задания. - Ученикам выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где, однако, пропущены основные понятия, даты, имена, принципы. По ходу лекции ученик все это должен вставить. - Учитель поручает заранее всем ученикам создать малые группы для совместного поиска интересных материалов к предстоящей лекции. - Учитель просит учащихся выставить ему оценку за прочитанную лекцию и одновременно отметить все наиболее интересные моменты в ней. - Учитель предлагает учащимся составить по ходу лекции тезисы. - Учитель оставляет в конце лекции 2 минуты, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции. - Учитель в начале урока сообщает вопросы, темы, задания, над которыми предстоит работать ученикам при выполнении домашнего задания после лекции
Урок творчества Задание: внимательно посмотреть в окно. 1 группа рисует вид из окна. 2 группа пишет стихи на тему того, что увидели. 3 группа пишет прозаический текст.
Интегративно-понятийный урок Упражнение 1 Проводится викторина, заседания которой составлены из понятий, названий процессов, предметов, явлений, дат, имен, принципов, изучаемых по разным предметам. Отвечают в письменном виде на скорость и качество ответов все команды, ответы зачитываются, оглашается их оценка в баллах. Упражнение 2 Каждой группе выдаются прямые и перевернутые кроссворды, включающие в себя необходимые понятия. Еще вариант. Ученики получают задание составить кроссворд с помощью учебников по родным предметам Упражнение 3 Упражнение 4 Объяснение смысла слов, взятых наугад из словарей иностранных слов и словаря русского языка Каждой группе дается задание из пяти понятий, и группа должна, используя эти слова, определив для себя жанр, написать сочинение, трактат, стихотворение, отчет, приказ, докладную или аналитическую записку, проект закона и т.д. Выполненная работа передается в следующую группу по часовой стрелке для анализа и оценки.
Урок-семинар Ученики ищут после изучения темы доказательства и опровержения по предложенным педагогом проблемам и выписывают необходимые или интересные цитаты. Класс делится на две группы, отстаивающие две (или более) противоположные позиции. Задача заключается в том, чтобы или победить, или прийти к консенсусу в ходе спора. При конструировании семинара важно определить его проблемно-поисковый характер, создать научную ученическую группу, продумать проблемно-вопросную базу
Урок - отчет I раздел – ученик объясняет и описывает, как он выполнял задание, с какими трудностями встретился, что помогало в работе, какие эмоции при этом испытывал, что мешало, насколько интересна была поставленная перед ним задача. II раздел – необходимо в свободной форме описать характер процессов и результаты выполненных исследований.
Спасибо за внимание!