1 Использование кейс – технологии в обучении инстранному языку « Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег Пахомова Л.Я. учитель английского языка МОУ «Губинская СОШ»
История возникновения Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» запутанный или необычный случай. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.
Кейс – технология Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). сотворчество Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Создание кейса В начале нужно ответить на три вопроса: 1.Для кого и чего пишется кейс? 2.Чему должны научиться дети? 3.Какие уроки они из этого извлекут? После этого процесс создания кейса будет иметь вид: Цель обучения Структурирование учебного материала Выбор организационных форм, методов и средств обучения
Кейс - стади Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Цель метода кейс-стади Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Особенности: 1.Обязательная исследовательская стадия процесса 2. Коллективное обучение или работа в группе 3.Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения 4.Специфическая разновидность проектной технологии 5.Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха Цель метода кейс - стади : совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
7 Дидактические принципы кейс-технологии : Индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Вариативность. Обеспечение обучающихся широким набором наглядных материалов. Прагматизм в обучении. Активность обучения. Самоменеджмент. Успешность в обучении. Проблемность.
1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему. 2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. 3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная). Этапы организации урока с использованием кейс-технологий:
4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. 5. Определение источников и методов сбора информации. 6. Выбор техник работы с данным кейсом. 7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки). 8. Создание заданной модели. 9. Апробация в процессе обучения. Этапы организации урока с использованием кейс-технологий:
1.Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; 2.В определенных условиях учитель будет сам давать ответ; 3.Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. Стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:
Действия учителя в кейс - технологии создание кейса или использование уже имеющегося; распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учащихся преподавателем.
12 Условия эффективного применения технологии кейс – стади: Наличие у учащихсяПрофессиональная готовность преподавателя Базовых теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования научных и производственных процессов и явлений; навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. К формированию интегрированного межпредметного знания; использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления; постоянному удержанию обучающихся на пике напряженности, используя, в том числе, и жесткий регламент обсуждения
13 Типы кейсов: Тренировочный Обучающий Аналитический Исследовательский Систематизирующий Прогностический
Виды кейсов Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
15 Виды ситуаций: 1. Иллюстративные ситуации (блиц- ситуации). 2. Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи). 3. Функциональные ситуации. 4. Стратегические ситуации.
Объекты оценки наблюдение за работой в группе, в классе; дебрифинговые уроки
Дебрифинг Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше. Теренций Английский термин «debriefing» означает «выдаивание» знаний. Первым эту методику предложил Джеффри Митчел. Под понятием дебрифинга подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель извлечь информацию из анализа. В российской системе образования этот термин практически не применяется или, если и используется, то под иными названиями. Более популярным является термин «рефлексия», а также термин «дискуссия» рассмотрение или обсуждение спорных вопросов.
Использование кейсов Кейс - обучение Открытая дискуссияОпрос (презентация) РуководимаяСвободная ИндивидуальныйГрупповой
Кейс – экзамен (зачет) С предварительной подготовкой Без предварительной подготовки Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов. Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
Вывод Следует отметить, что кейсы следует разрабатывать с учетом характеристик, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах: во-первых, кейс должен соответствовать целям обучения; во-вторых, задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения; в-третьих, кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы; в-четвертых, материал кейса следует обновлять с изменениями в реальной практике.
Что дает использование кейс-технологии УчителюУченику Доступ к базе современных учебно-методических материалов Организация гибкого учебного процесса Сокращение затрат времени на подготовку к урокам Беспрерывное повышение квалификации Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время Работа с дополнительными материалами Постоянный доступ к базе консультаций Возможность самому готовиться к аттестации Общение с другими учащимися в группе Освоение современных информационных технологий
Перспективы развития кейс-технологии Создание сборников кейсов Организация индивидуаль ного обучения Создание методических материалов для использован ия по другим дисциплинам Совершенствовани е системы оценивания ключевых компетентностей
Список литературы и источников готовых кейсов Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж – 11. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И.Козина //Социология: методология, методы, математические модели N5-6.- С Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж С Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та,2005. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.-, Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития,