Организация внеаудиторной самостоятельной работы Выполнила методист ГБОУ НПО ПУ -88с. Варна, Преподаватель немецкого языка Зыкова Н.А.
Самостоятельная работа обучающихся - это деятельность в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа обучающихся - вид учебной деятельности, который соответствует конкретной дидактической цели и задаче; формирует умения и навыки, повышает степень самостоятельности; вырабатывает психолого-педагогическую установку на познавательную деятельность и активность обучающихся; обеспечивает активное продвижение обучающихся от низших к высшим уровням мыслительной деятельности осуществляется самим обучающимся без помощи преподавателя, но под его руководством. Самостоятельные занятия являются своеобразной формой организации обучения.
Самостоятельная работа - форма организации познавательной деятельности обучающихся, так как ей присущи следующие признаки: наличие цели; конкретного задания; четкая форма выражения результата работы; определение формы проверки результата; обязательное выполнение работы каждым обучающимся.
Основные цели внеаудиторной работы овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по дисциплинам общепрофессионального цикла, дисциплинам междисциплинарного курса (МДК), профильным дисциплинам общеобразовательного цикла. формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности; развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Цели СРО должны соответствовать требованиям ФГОС НПО, рабочей учебной программе по дисциплине и быть реальными, конкретными, выполняемыми и триедиными: обучение, развитие и воспитание.
Внеаудиторная самостоятельная работа в учебных планах называется как самостоятельная работа обучаемых, на которую отводится определённое количество учебных часов. Результатом данного вида самостоятельной работы является устный или письменный отчёт обучающегося в форме: доклада, сообщения, рассказа, реферата, курсовой работы, модели, плаката, иллюстрации...
Определение объема ВСР (Внеаудиторная самостоятельная работа) Чтобы цели соответствовали критериям реальности, необходимо помнить о временном ограничении выполнения внеаудиторной работы. Самостоятельная работа обучающихся является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом. Время, отводимо на внеаудиторную деятельность обучающихся, находится в пределах 30% от объема времени, отведенного на нагрузку по дисциплине, и рассчитывается из среднего показателя 2 часа на выбранную преподавателем, и одобренную предметной комиссией тему.
Выбор формы, средств и методов ВСР(внеаудиторной самостоятельной работы) Следующим этапом работы над созданием учебно-методических рекомендаций по организации внеаудиторной работы обучающихся является обеспечение целей занятий. Преподаватель должен ответить на вопросы: с помощью, каких методов, средств и форм заданий обучающийся сможет достигнуть поставленных целей? Формы самостоятельной работы обучающихся определяются содержанием учебной дисциплины. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и имеют учебный или учебно-исследовательский характер. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, в зависимости от специфики изучаемой дисциплины. Обучающемуся важно знать приблизительное время, которое он затратит на выполнение этой работы. Поэтому целесообразно указать время рядом с заданием.
Формы внеаудиторной самостоятельной работы – Устная работа с источником. – Заучивание текста наизусть. – Решение задач. – Составление алгоритма решения задачи. – Сообщение, доклад в устной и письменной форме. – Сочинение, эссе. – Реферат. – Исследовательская работа (курсовая, дипломная, квалификационная). – Составление кроссворда. – Конспект.
Составление контрольных вопросов по конспекту Аннотация. Написание плана (краткого и развернутого). Составление опорного конспекта. Составление теста. Заполнение таблицы. Глоссарий, понятийный словарь. Написание отчета. Составление схемы.
Проведение опросов. Составление дерева понятий, целей. Наблюдение за объектами, процессами (в живой и неживой природе). Сравн ительный анализ тем, литературных источников и т. п. Оформление газеты. Презентация. Компьютерное моделирование. Изготовление макетов. Изготовление учебных пособий. Заполнение рабочих тетрадей.
– Ведение дневников наблюдения. – Сбор микроколлекций. – Составление списка литературных, электронных источников. – Создание рекламных продуктов. -Инсценирование событий, процессов.
По степени развития мыслительной деятельности воспроизводящая (по образцу) реконструктивнаяэвристическаяисследовательская 1. Решение профессиональных ситуаций 1.Конспекты статей сообщения 1.Круглый стол1.Рефераты 2.Конспект представить в виде таблицы, схемы 2.Сообщения2.Сочинение-эссе на заданную проблему, тему 3.Составить схему на заданную тему 3.Рефераты3.Анализ и сравнение заданных понятий 4.Составить по прочитанному понятийный словарь 4.Подобрать материал для практического занятия 4.Сочинение- эссе на заданную проблему, тему 4.Написание семестровых контрольных работ
воспроизводящая (по образцу) реконструктивнаяэвристическаяиссле довате льская 5.Составление библиографическ ого каталога по заданной проблеме, теме 5.Запись и анализ проведенных наблюдений за… 5.Составить программу или план мероприятий 6. Конспект первоисточников 6.Анализ схем, таблиц, составление памяток, требований, кодексов 6.Анализ и сравнение заданных понятий 7.Дневник наблюдений 7.Разработка рабочих тетрадей для практических занятий 7.Разработка рабочих тетрадей по учебной дисциплине 8.Составление библиографического каталога по заданной проблеме, теме 8.Инсцинировка ситуаций или творческие мини- выступления 9.Создание микролекций
воспроизводяща я (по образцу) реконструктивнаяэвристическаяиссле довательская 10.Аннотация и рецензирование научной и методической литературы 9.Создание микролекций с презентацией 10. Аннотации и рецензирование научной и методической литературы 11. Составление контрольных тестов по теме
Виды заданий для обучающихся Для овладения знаниями:Для закрепления и систематизации знаний: Для формирования умений: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы работа с конспектом лекциирешение задач и упражнений по образцу составление плана текстаповторная работа над учебным материалом решение вариантных задач и упражнений графическое изображение структуры текста составление плана и тезисов ответа выполнение чертежей, схем конспектирование текстасоставление таблиц для систематизации учебного материала выполнение расчетно- графических работ работа со словарями и справочниками изучение нормативных материалов решение ситуационных производственных (профессиональных) задач работа с нормативными документами ответы на контрольные вопросы подготовка к деловым играм учебно-исследовательская работа аналитическая обработка текста проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет им др. подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции подготовка курсовых и дипломных работ (проектов) создание фильмов, мультимедийных презентации. подготовка рефератов, докладов экспериментально- конструкторская работа составление библиографии опытно- экспериментальная работа тестированиеупражнение на тренажере упражнения спортивно- оздоровительного характера рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио и видеотехники и др.
Самостоятельная работа обучающихся над учебной литературой 1.Работа над текстом учебника по составлению: плана; конспекта; ответов на вопросы учителя; таблиц; диаграмм и схем 2.Работа над иллюстративным материалом учебника. 3.Выполнение упражнений и заданий на базе учебника: поиски примеров; составление задач. 4.Работа с иной литературой и учебными пособиями: с художественной литературой; с другими литературными источниками; со словарями; с атласом и контурными картами; с наглядными пособиями; с диа- и кинофильмами; наблюдения; практические и лабораторные работы.
Критерии оценки ВСР (внеаудиторных самостоятельных работ) При работе над созданием учебно-методических рекомендаций, предназначенных для ВСР обучающихся, следует разработать критерии оценки выполненной работы. Для проверки уровня усвоения знаний и умений обучающихся можно использовать такие методы, как опрос, тестовые задания, сочинение, эссе, доклад, реферат, контрольная работа, защита творческого проекта, графические методы контроля и многие другие. Обучающийся обязательно должен знать критерии оценки выполняемой работы. Формой учета внеаудиторной работы обучающегося может быть отметка с обязательным оценочным суждениям преподавателя или сумма баллов, набранных обучающимся в процессе выполнения заданий. Сумма баллов, набранных обучающимся, может накапливаться и влиять на оценку практического или теоретического занятия по дисциплине. Итог внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося подводится в виде отметки. Которая может быть выставлена в раздел журнала теоретических или практических занятий.
Пример: Критериями оценками самостоятельной работы обучающихся является набранная сумма баллов за: выполненную самостоятельную внеаудиторную работу; тестовые задания, предлагаемые в конце семинарско- практического занятия; Максимальная сумма баллов за выполненную работу = 40 От 30до 40 баллов – 5 (отлично); От 25 до 29 баллов – 4 (хорошо); От 24 до 20 баллов – 3(удовлетв.); Менее 20 баллов – 2 (неудов); Обучающемуся, набравшему менее 20 баллов, необходимо Повторно выполнить текстовые задания и/или внеаудиторную работу.
Оценка «5»Оценка «4»Оценка «3» оценка «2» Работа выполнена полностью в срок, обучающийся сумел рассчитать время, при выполнении задания использовал объём необходимой литературы. Глубоко и полно овладел содержанием учебного материала. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа, качественное оформление. Работа выполнена полностью в срок с небольшими неточностями, обучающийся сумел рассчитать время, использовал объём необходимой литературы. Содержание, форма ответа имеют отдельные неточности, качественное оформление, соблюдены требования ФГОС. Работа выполнена не полностью в срок, обучающийся не сумел рассчитать время. Материал изложен неполно, непоследовательн о, допускает неточности в определении понятий, не умеет обосновать свои суждения. Работа выполнена не полностью, не в срок, обучающийся не сумел рассчитать время, при выполнении работы допущено много ошибок, не понимает связь формы и содержания. Работа выполнена небрежно, худший стиль.
Рекомендации по работе с УМП(учебно- методическим пособием) для обучающихся После составления основных разделов УМП(учебно- методического пособия) необходимо подготовить рекомендации по работе с материалом пособия, а также предусмотреть для обучающихся список обязательной и дополнительной литературы, необходимые интернет- сайты. В рекомендациях преподаватель указывает для обучающегося возможность получения консультации, реальный срок сдачи выполненной работы. В учебно-методическом пособии целесообразно поместить рекомендации сразу после введения. Рекомендации для обучающихся можно заменить инструкцией или схемой по работе с учебно-методическим пособием.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, прочтите рекомендации по работе с данным учебно-методическим пособием Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы Прочтите конспект лекции по данной теме Откройте рабочую тетрадь по дисциплине. Запишите в неё название темы и цели, которых вы должны достигнуть в процессе работы по предложенной теме Обратите внимание на значение символов в данном учебно- методическом пособии: Данный знак предупреждает о том, что задание выполняется письменно; Указывает на важность временных ограничений в процессе выполнения задания; ? Задание предусматривает несколько вариантов, по желанию. Вы можете выбрать и выполнить любой
Выполнение заданий, предложенных в данном пособии, не должно занимать у вас более 2х часов Работа должна быть выполнена к следующему занятию. Если возникнут затруднения обратитесь к преподавателю.
Общие методические указания как работать с конспектом лекций Внимательно прочитайте не менее двух раз весь предложенный материал изучаемой темы; Внимательно прочитайте текст по частям (абзацам), выделите главное; ответьте желтым фломастером термины и мысли, знакомые и понятные Вам; отметьте зеленым цветом, термины и мысли, непонятные Вам, и затем постарайтесь самостоятельно найти ответы на свои вопросы;
отметьте красным цветом термины и мысли так и оставшиеся непонятными, чтобы задать вопросы преподавателю. – Разберитесь с тем, что означают новые термины, названия, используйте для этого кроме глоссария и словари; не пропускайте слово, значение которого вам не ясно. – Вернитесь назад до того места, где материал показался запутанным, трудным. – Тщательно изучите рисунки,схемы, поясняющие данный текст. – Внесите в тетрадь записи важных определений, терминов, названий.
– Прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке: Прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее изученными.