Литературный проект МОУ гимназия 64 города Липецка 10 А класс Учитель Высшей категории, лауреат премии им. Г.И.Горской Потапова Лариса Юрьевна учебный год Литературное имя России
В.Ходасевич «Чтобы понять писателя, надо прежде всего его правильно прочесть»
Русская классическая литература известна всему миру и составляет гордость России, ее культуры. Она познакомила мировое сообщество со своим историческим, национальным своеобразием, с характером русских людей, сказала новое слово о человеке вообще. Русская литература углубилась в его природу, в его существо и тем продвинула словесное искусство всего мира. Читателю важно проследить не только за тем, как менялись темы, идеи произведений, но и как менялось на протяжении XIX века отношение к слову у разных писателей, каких традиций и предпочтений придерживались Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Литературоведение не терпит однозначных решений и выводов. Содержание и формы литературных произведений неисчерпаемы, их глубины бездонны. Критики, ученые и читатели в разные эпохи в разных душевных состояниях воспринимают художественные тексты, одни и те же сцены, эпизоды, образы, слова и выражения по- разному
Если в обычной атмосфере камень всегда падает, а пух всегда летит, подчиняясь физическому закону всемирного тяготения, если в арифметике дважды два всегда четыре, в каком бы тысячелетии, при каком бы государственном строе ни жил человек, то восприятие художественного произведения зависит от времени, от уровня развития общества, от степени начитанности и образованности того, кто судит о книге, от его ума и чувства, от богатства его личных духовных способностей и от множества других причин. Потому-то и исследования о поэтах и писателях превышают в своем объеме ими написанное. Каждое исследование содержит не всю истину о прочитанном, а лишь частицу, но каждое из них приближает нас к истине.
Кого в этом блистательном ряду вы поставили бы на первое место? Предлагаем вам начать собственное исследование загадочного мира русской литературы первой половины XIX века. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь…
Основополагающий вопрос: Литература в школе – читать или изучать?
Проблемные вопросы Какой материал из изученного раздела литературы вы должны помнить через 5 лет? Учебные вопросы Каковы место и роль литературы 1-й половины 19 века в литературном процессе России и мировой культуре? Кого из авторов этого периода вы поставили бы на первое место? Как творчество этого автора связано с традициями русской литературы? Что нового в развитие русской литературы внес данный автор? Какие "вечные" темы и мотивы можно выделить в творчестве данного автора? Какие из них нашли свое продолжение и развитие в творчестве других авторов этого периода?
Этапы реализации проекта. 1.Знакомство с проектом (вводная презентация), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте 2.Формирование групп для проведения исследований, распределение ролей участников групп 3.Работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации 4.Выполнение дидактических заданий к проекту 5.Совместное обсуждение в группах результатов проекта 6.Оформление результатов исследования в форме презентаций и публикаций, вики-статьи 7.Размещение результатов работ учащихся в сети 8.Презентация результатов проекта на уроке- конференции. 9. Оценивание работы по проекту участниками, учителем. 10. Подведение итогов
Сроки проведения проекта – 5-23 сентября 2008 года Дидактические материалы- тесты, работа с текстом в формате ЕГЭ Форма отчета - веб-сайт, презентация, публикация, вики-статья