Практические рекомендации по работе методических объединений учителей- предметников Фатхеева Фарида Мусеевна, методист информационно-методического отдела ГМЦ по Советскому району
От успеха методической работы – к успеху учителя, руководителя! Мы ничего не добьёмся в школе, если не пропустим мысли через голову учителя К.Д.Ушинский
СТРУКТУРЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЛАНОВО- ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Анализ: – плана методического объединения; – состояния преподавания и качества образования; – уровня профессиональной компетентности и деятельности педагога; – тенденций, влияющих на качество учебно- воспитательного процесса 1. Планирование: – работы методического объединения; – учебы в рамках методического объединения; – изучения и обобщения педагогического опыта; – взаимоконтроля. 2. Подведение итогов, в том числе самообразования Организация: – заседаний методического объединения; – творческих отчетов, в том числе самообразования; – взаимопосещений занятий; – внутришкольного контроля; – взаимосвязи с другими структурными подразделениями; – инновационной и опытно- экспериментальной работы; – наставничества
ДОКУМЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ Нормативные документы и инструктивно-методические письма. Методические материалы (учебники, программы, методические разработки). Тематическое планирование. Аналитические материалы контроля состояния преподавания и уровня обученности учащихся. Сведения по внеурочной деятельности. Подборка материалов в помощь учителю. Материалы по опытно-экспериментальной работе, инновационной деятельности, передового, педагогического опыта. План работы методического объединения. Протоколы заседаний методического объединения. Банк данных об учителях.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ План работы методического объединения может включать следующие разделы: 1.Анализ работы методического объединения за прошедший год. 2.Характеристика педагогических кадров. 3.Тема, над которой работает методическое объединение (в соответствии с методической темой школы). 4.Задачи на новый учебный год (организационные, учебно- воспитательные, методические и др.) 5.Перспективный план повышения квалификации учителей. 6.Создание условий для реализации творческого потенциала учителей, самообразования. 7.График взаимопосещений уроков, открытых уроков. 8.Работа по совершенствованию учебных кабинетов (пополнение кабинетов наглядными пособиями, методической литературой и дидактическими материалами). 9.Примерная тематика заседаний методического объединения.
ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (за прошлый учебный год) 1.Проанализировать выполнение задач, поставленных методическим объединением на этот учебный год (что удалось, какие проблемы возникли в этом учебном году). 2.Характеристика учебно-методического обеспечения обучения (по каким программам работали педагоги методического объединения, прохождение программ). 3.Качественная и количественная характеристика усвоения программного материала учащимися, пробелы в знаниях учащихся (срезы знаний, анализ контрольных работ, анализ экзаменов). 4.Индивидуальная работа с учащимися: - со слабоуспевающими; - с мотивированными и одаренными. 5.Анализ причин отставания учеников по данному предмету, выявление трудностей. 6.Проведение олимпиад (сравнить с прошлым годом). 7.Анализ внеклассой работы, проведение кружков. 8.В каких мероприятиях и по каким вопросам выступали члены методического объединения. Участие в мероприятиях городского, республиканского уровней. 9.Работа кабинетов (новые пополнения) 10.Повышение профессионального уровня педагогов (курсы), совершенствование педагогического и методического мастерства. Проведение открытых уроков. Аттестация учителей. 11.Рекомендации на следующий учебный год.
ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВНЫЕГРУППОВЫЕИНДИВИДУАЛЬНЫЕ – Научно-методический семинар; – Открытый урок; – День открытых дверей; – Научно-практическая конференция; – Педагогические чтения; – Педагогический совет; – Школа педмастерства; – Методический марафон; – Методическая выставка; – Методический бюллетень; – Панорама методических идей; – Педагогическая ярмарка; – Методический рукописный журнал; – Деловая игра; – Конкурс профессионального мастерства; – Конференции учителей-стажеров; – Постоянно действующие семинары; – Школы педагогического опыта и др. – Дискуссия; – «Круглый стол»; – Творческая группа; – Совет наставников; – Взаимопосещения уроков; – Педагогический консилиум; – Педагогический клуб; – Проблемная группа; – Методическая оперативка; – Методический инструктаж; – Цикловые методические объединения; – Творческие командировки; – Школа молодого специалиста; – Педагогический практикум; – Микрогруппы учителей, работающих по определенной проблеме; – Предметные и межпредметные семинары; – Школа педагогического мастерства; – Опытно-экспериментальные группы; – Мастер-классы и др. – Собеседование; – Самоанализ; – Консультация; – Самообразование; – Курсовая подготовка; – Авторская работа; – Тренинг; – Презентация авторской педагогической технологии; – Авторская школа; – Наставничество, тьютерство; – Бакалавриат; – Стажировка; – Аспирантура и др.