Формирование основ читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста через реализацию проекта «Приобщение к книге» Пермский край, МОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа 3», Якимова Тамара Александровна, учитель начальных классов.
Аннотация Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует: формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качеств. При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбирать из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Цель проекта привить любовь к книге, воспитывать культуру чтения, сформировать основы читательской
Задачи проекта воспитывать позитивное отношение к чтению; формировать любознательность; передать ученикам умение пользоваться книгой; приучить и приохотить их к самостоятельному выбору и чтению книг; учить точности мышления и знакомить в описательной форме с научными знаниями; научить пользоваться библиотечно – библиографической помощью
Форма апробации (на базе МОУ «Добрянская СОШ 3», 1 классе А) проведение уроков-утренников, уроков-путешествий; организация читательских конференций; драматизация произведений; ведение читательских дневников; встречи с авторами; проведение литературных праздников; изготовление книжек-малышек. Примут участие: учителя; работники библиотеки; родители, дети.
План-график реализации проекта СодержаниеСрокОтветственное лицо I этап – подготовительный 1. Определение темы проекта. Методическое обоснование проекта. Январь - май,.Якимова Т.А. 2. Определение сроков проведения проекта, места в календарно-тематическом планировании. II этап - основной Сентябрь – ноябрь, 2009 Якимова Т.А. 1. Старт проекта. Экскурсия в библиотеку. Выставка книг. Первичное формирование проектных групп Сентябрь 2009г. 2. Подготовительный этап. Выбор книги, чтение, анализ произведения. Выбор заданий проектными группами. Обсуждение возможных методов исследования, творческих решений, составление планов. Сентябрь, 2009г. 3. Самостоятельная работа участников проекта по своим планам. Сбор и систематизация материалов. Сентябрь - октябрь, 2009г. 4. Основной этап. Цикл практических дел: организация выставки (иллюстрирование книги); составление кроссвордов; написание отзывов; драматизация отрывков; изготовление книжек- малышек. Октябрь - ноябрь, 2009г. 5. Подведение итогов. Праздник книги. Ноябрь, 2009г. III этап-итоговыйДекабрь, 2009г.Якимова Т.А. 1. Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности 2.Группировка материала, составление описания. 3.Презентация проекта
Теоретическое обоснование проекта теоретические положения, изложенные в учебном пособии « Детская книга и детское чтение», представленных доктором педагогических наук Светловской Н.Н. нормативные положения, изложенные в Концепции модернизации российского образования и Программе развития образования в Пермском крае
Анализ нормативно-правовой базы Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральный Закон РФ «Об образовании», Закон Пермского края «Об образовании», Программа развития образования в Пермском крае до 2010 года
Внедрение в практику элементов проекта Проект «Азбука» в 1 классах. Театрализованный праздник «Как хорошо уметь читать» КТД «Автограф «Сельма Лагерлеф»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников с. 24 – 34. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 1999, с Полат Е.С. Новые педагогические и информационные педагогические технологии: учеб.пособие/Е.С. Полат. М.:Академия, Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., испр. и доп. –Самара: Издательство «Учебная литература», –208 с. Сенько Ю.В. Приобщение учащихся к элементам научного исследования и эксперимента // Советская педагогика С Черчель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Директор школы». – М.: Сентябрь, Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с. 83 – 128. Использованы Интернет ресурсы.