Кузьменко Н.А., учитель начальных классов МОСШ 8 Нетрадиционные формы уроков
Нестандартный урок В литературе характеризуется как форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах обучения.В литературе характеризуется как форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах обучения.
Нестандартный урок Пробудить стремление к самообразованию, реализации своих способностей Необходимое условие развития этих процессов Активизация учебно-познавательной деятельности школьников
Нестандартный урок Переход в иное психологическое состояние Положительные эмоции Возможность развития творческих способностей Возможность ощутить взаимосвязь разных наук Творческая оценка изучаемых явлений Ликвидация перегрузки домашними заданиями
Нестандартный урок Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков коммуникативных навыков Искореняет негативные явления традиционного обучения Приближает школьное обучение к жизни Решение проблемы дифференциации обучения Предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями Организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся
ОснованияЦелиФормы Опора на фантазию Становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала. Урок – сказка, урок творчества, урок изобретательства, урок- творческий отчет, урок – выставка, урок – «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – сюрприз. Имитация каких – либо занятий или видов работ. Расширение кругозора. Экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, защита проектов. Состязательно – игровая основа. Стимулирование познавательног о интереса. Урок – игра, урок – КВН, урок – эстафета, урок – конкурс, урок – соревнование, урок – журнал, урок – викторина. Классификация уроков
Трансформация стандартных способов организации. Развитие нестандартных умений учебной работы. Парный опрос, экспресс – опрос. Оригинальная организация учебного материала. Становление способностей к учебному общению, сопереживанию. Урок взаимного обучения, урок открытых мыслей, урок – дидактическая игра, урок – интервью, урок – коммуникативная атака, урок – мозговой штурм. Аналогия с организованным и событиями. Приобщение к активным формам внешкольной жизни. Урок – аукцион, урок – посвящение, урок – футбольный матч, урок – кроссворд, урок – суд.
Типология уроков в нестандартной форме в соответствии с типологией традиционного урока. Классические типы уроковНетрадиционные типы уроков Уроки изучения нового учебного материала Урок – эврика Урок открытых мыслей Урок – сказка Урок – игра Урок – лекция Урок – диалог Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок – турнир Урок – спектакль Урок – семинар Урок – лаборатория Урок – сказка Урок – игра Урок – волшебный конверт Уроки обобщения и систематизации Урок – диспут Урок – зачет Урок творчества Урок – спектакль Комбинированные урокиУрок – фантазия Урок – соревнование Урок – конкурс Урок – конференция Урок – игра Урок – суд Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Урок взаимного обучения Урок КВН Урок – путешествие Урок – аукцион знаний Урок – конкурс Урок – конференция
Рекомендации Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые. Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе. Слишком частое обращение к подобным формам урока нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным.